Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Церковь, Русь, и Рим
Н. Н. Воейков

Быстрый переход:
Вступление
ЧАСТЬ I
Глава I. Первые века христианства
Глава II. РИМСКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ НА ГЛАВЕНСТВО
1. Мнимое главенство св. Петра (по книге прот. Н. Сахарова)
  2. Основы папской непогрешимости
  3. Рим и Византия.
  4. Примеры погрешимости пап в вопросах "веры и нравов"
  5. Заключения о вселенском главенстве пап
ГЛАВА III. РАЗРЫВ РИМА С ПРАВОСЛАВИЕМ
1. Подлоги. Эпоха Карла Великого. Лже-Исидоровские декреталии
  2. Св. патриарх Фотий
  3. Собор 879-880. "Filioque"
  4. Окончательный разрыв
Глава IV. РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1. Григорий VII, Иннокентий III и инквизиция
  2. Взятие Константинополя и "Латинская Империя"
  3. Вражда Вонифатия VIII и Филиппа IV Красивого. Тамплиеры. Великая Западная Схизма
  4. Констанцский Собор. Иоанн Гус. Базельский Собор
  5. Флорентийский Собор. Рим в эпоху Возрождения
  6. От Борджиа до Медичи
Глава V. РАСЧЛЕНЕНИЕ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ
1. Общие причины Реформы и ее последствия
  2. Католическая церковь в Англии до Реформы. Генрих VIII и англиканство
  3. Орден иезуитов. Тридентский Собор и контрреформа. I Ватиканский Собор
  4. Геноцид православных в Хорватии (1941-1945 гг.)
ЧАСТЬ II
Глава I. КИЕВСКАЯ РУСЬ
1. Русь до Крещения
  2. Русь святого Владимира
  3. Расцвет православной культуры
  4. Русь на перепутье
Глава II. ПЕРВЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С РИМОМ
1. Изяслав и папа
  2. Св. Александр Невский и рыцари-монахи
  3. Галицкая Русь и Литва
Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ
1. Преп. Сергий Радонежский (1314-1392)
  2. Московское княжество и Литва
  3. Василий Темный и Флорентийская уния
  4. Москва — Третий Рим
Глава IV. РИМ ПРОТИВ МОСКВЫ
1. Иезуиты и русско-польские дела
  2. Брестская уния
  3. Православные братства и их историческая роль
  4. Самозванец — орудие Рима
  5. Трагедия православных в Польше
  6. Митрополит Киевский Петр Могила (1633—1647)
  7. Вековой подвиг Карпатской Руси
Глава V. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МОНАРХИЯ
Глава VI. МОСКВА И ЕВРОПА
1. Истоки и последствия Смутного времени
  2. Царь Алексей и патриарх Никон
  3. Гармония и ее нарушение
  4. Лигарид — "троянский конь" Рима
  5. Апофеоз Никона. Крижанич. Время Феодора Алексеевича и царевны Софии
  6. Петровское разорение
Глава VII. ПРАВОСЛАВИЕ— ФАКТОР МИРОВОГО РАВНОВЕСИЯ
1. На путях к решению польского вопроса
  2. Возвращение древних русских вотчин и конец унии
  3. Россия и Кавказ. Акт Священного Союза и его значение
  4. Николай Первый и крестовые походы XIX в.
  5. Архимандрит Паисий Величковский и возрождение православного монашества. О старчестве. Пророчества о. Иоанна Кронштадтского о православной монархии
  6. В преддверии мировой катастрофы
Заключение
Содержание

2. Основы папской непогрешимости

Версия для печати

(Из "Соображений для епископов Собора по вопросу о папской непогрешимости", Игнатий Целлингер. Октябрь, 1869г.)

"У евангелиста Луки есть следующее место: "И сказал Господь: Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих" (Лк. 22, 31-32).

Католическая церковь рассматривает этот текст, как обещание непогрешимости для всех пап в их обращении с "братьями", т.е. верующими.

И тут мы можем опереться на толкования отцов Церкви, на суждения св. Киприана, Илария, Иоанна Златоуста, двух африканских соборов (Карфагенского и Меливийского), блаж. Августина, Палладия, Льва, Феодорита и других. В разные века и независимо друг от друга эти учение отцы признавали, что здесь говорится лишь о той индивидуальной добродетели веры, которая у Петра и апостолов должна будет ослабеть и омрачиться в момент тяжкого испытания: у одного через отречение, у других от страха и немощности. Эта вера, однако, не совершенно иссякнет в них, но снова оживится и окрепнет по молитве Христа. Христос, по молитве своей, испросил Петру и апостолам твердость веры.

Петр должен, по своем обращении, утверждать братьев в этой вере, так учат и толкуют отцы Церкви.

Нечто совершенно отличное от этого есть свобода от заблуждения в решении вопросов вероучения или церковного суда. Решение таких вопросов, при самой крепкой вере человека во Христа, все-таки может быть ошибочным. Никто не станет утверждать, что все африканские епископы, которые отвергли значение внецерковного крещения, из-за этого утратили веру во Христа или вовсе ее не имели. И наоборот, внутренне неверующий епископ, будучи спрошен о каком-либо учении, может, однако же, дать совершенно верное православное решение.

Следовательно, новое толкование, что Христос молитвенно попросил для пап догматическую непогрешимость, извращает смысл слов и связь речи, заставляя Христа употреблять слово "вера" в совершенно чуждом и во всем Новом Завете беспримерном значении.

Изречение "Когда ты обратишься", доказывает, что слова Христа относятся исключительно к Петру, так как немыслимо, чтобы при каждом папе, как при Петре, случалось отпадение от веры в неверие и возврат к вере.

Вера, о которой говорит Христос, есть вера в мессианское достоинство и божественное посланничество Христа.

Даже допустив, что в тексте заключалось бы обещание для каждого папы сохранить его постоянно в обладании этой веры во Христа, все же нельзя усматривать ручательства за непогрешимость каждого отдельного приговора пап касательно церковного учения.

Такова предпосылка католиков на непогрешимость римских пап. Изучая историю Церкви, мы видим, что попытки подвести под их притязания на верховное главенство в Церкви догматические основы, почерпнутые из текста св. Луки, начались лишь с VII в.

Учение о непогрешимости, еретичное, как всякое обожествление человека и как отнимающее от Церкви ей одной принадлежащий атрибут, неприменимо даже к самому ап. Петру. Действительно, будучи в Антиохии, он, вместо того, чтобы укреплять веру братьев, напротив смутил ее, за что и порицал его ап. Павел (Поел, к Галатам 2, 11).

Рассматривая особо заблуждения римских пап в вопросах "веры и нравов" (см. § 4), заметим лишь, что если папа Зосима (417—418) одобрил исповедание, отвергающее первородный грех, если Либерии (358) подписал арианское исповедание и вступил в церковное общение с арианами, если Ганорий (625) помог распространению монофелитства, — никто в этих действиях не усмотрит укрепления веры братьев своих.

Как будет сказано позже, теория непогрешимости пап легла в основу политических притязаний Рима, многие папы которого мечтали о подчинении им всех царств мира.

Булла папы Бонифация VIII "Унам Санктам" дает папе право низлагать государей, менять законы, распоряжаться войной и миром и т.д.

Лев X (1513—1521) подтвердил эту буллу на Латеранском Соборе и на ней базируются многочисленные папские декреты. В писаниях кардиналов Барония, Беллармина и других защитников теории непогрешимости ясно видно, что из нее родился римский "папоцезаризм".

Не находя в творениях отцов Церкви никаких оснований для своих притязаний на главенство, римские епископы допустили ряд дерзостных подлогов, о которых будет упомянуто ниже (см. гл. III, § 1).

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100