Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Деяния Совещания ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Том Первый
Н. Селищев

Быстрый переход:
Вместо предисловия
ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛЕГАЦИИ НА ЮБИЛЕЙНЫХ.ТОРЖЕСТВАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ 8 июля 1948 г. В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ В СОКОЛЬНИКАХ, ПОСВЯЩЕННОЕ ОТКРЫТИЮ ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВ ПО СЛУЧАЮ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  Приветственная речь Святейшего Патриарха Алексия
  Речь Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова
  Приветствие Митрополита Фиатирского Германоса
  Приветствие Митрополита Эмесского Александра
  Приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса- Патриарха Каллистрата
  Приветствие Святейшего Патриарха Гавриила
  Приветствие Святейшего Патриарха Юстиниана
  Приветствие Блаженнейшего Экзарха Болгарского Стефана
  Приветствие Архиепископа Белостокского Тимофея
  Приветствие епископа Корчинского Паисия
  Приветствие Святейшего Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI
  Доклад доцента Московской Духовной Академии Н. И. Муравьева «Пятисотлетний юбилей автокефалии Святой Русской Православной Церкви»
  Предложение Святейшего Патриарха Алексия о посылке приветственной телеграммы Председателю Совета Министров СССР И. В. Сталину и текст телеграммы
  Заключительная речь Святейшего Патриарха Алексия
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 9 июля 1948 г.
  Доклад ректора Московской Духовной Академии архиепископа Казанского Гермогена: «Папство и Православная Церковь»
  Доклад протопресвитера о. Гавриила Костельника: «Ватикан и Православная Церковь»
  Доклад протопресвитера о. Гавриила Костельника: «Римская Церковь и единство Христовой Церкви»
  Доклад Митрополита Пловдивского Кирилла: «Рим и Болгария»
  Доклад профессора Бухарестского богословского факультета д-ра Феодора Попеску: «Отношение Ватикана к Православию за последние 30 лет»
  Слово Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии.Каллистрата
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ 10 июля 1948 г.
  Доклад профессора Московской Духовной Академии В. С. Вертоградова: «Об английской иерархии»
  Слово Святейшего Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI
  Доклад доцента Московской Духовной Академии А. И. Георгиевского: «О церковном календаре»
  Доклад Представителя Болгарской Церкви архимандрита Мефодия: «О церковном календаре»
  Доклад Представителя Румынской Церкви проф.-протоиерея П. Винтилеску: «Некоторые соображения в связи с исправлением календаря»
Содержание

Слово Святейшего Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI

Версия для печати

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай: Я прошу у Святейшего Патриарха Юстиниана, председательствующего на нашем настоящем заседании, слова о повестке дня.

Святейший Патриарх Румынский Юстиниан: Слово для заслушания повестки дня предоставляется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай:Сейчас мы заслушали два доклада об англиканской иерархии и тем самым исчерпали повестку еще вчерашнего дня.

Сегодня предстоит заслушать доклады по двум вопросам: «О церковном календаре» и «Об экуменическом движении».

Разрешите предложить повестку сегодняшнего дня:

1. Доклад доцента Московской Духовной Академии А. И. Георгиевского (Москва): «О церковном календаре».

2. Доклад от Болгарской Церкви архимандрита Мефодия: «О реформе календаря».

3. Доклад от Румынской Церкви профессора-протоиерея Петра Винтилеску: «Некоторые соображения в связи с исправлением календаря». Читает на русском языке доцент Московской Духовной Академии Н. П. Доктусов.

4. Доклад от Румынской Церкви профессора-протоиерея Иоанна Комана: «Православная Церковь и экуменическое движение».

Читает на русском языке протопресвитер о. Н. Колчицкий.

5. Доклад от Болгарской Церкви Блаженнейшего Экзарха Стефана: «Экуменическое движение и Православная Церковь».

6. Доклад от Русской Православной Церкви протоиерея Г. И. Разумовского: «Экуменическое движение и Православная Церковь».

По объему эти шесть докладов, меньше прослушанных нами ранее. Мы предполагаем уложиться в рамках времени, предназначенного для сегодняшнего пленарного заседания. Повестка принята.

Святейший Патриарх Румынский Юстиниан: Его Святейшество, Верховный Патриарх-Католикос всех армян Георг VI предварительно произнесет свою речь о католичестве и дополнит наши суждения по этому вопросу своим докладом.

Верховный Патриарх-Католикос всех армян Георг VI: Ваше Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси, Отец Алексий!

Преосвященные Архипастыри и боголюбивые почетные гости!

Христианская Церковь универсальна — едина в общении in spiritualis и в charitas in omnibus. Истинне-христианское, вселение-церковное общение священный идеал каждого искренне верующего христианина, мыслимое и осуществимое только на основе евангельской братской любви верующих, духа терпимости и взаимного доверия религиозных общин, признания равноправия и уважения к свободе, автокефалии, самостоятельности поместных Церквей со строгим и честным соблюдением мудрых правил — unitas in necessariis et libertas in dubiis.

Коварным и вековым врагом идеала универсального духовного общения была и ныне остается Римско-католическая Церковь с принципом: «вне Римско-католической Церкви нет вечного спасения», с политикой автократической исключительности, с духом слепой нетерпимости, с кощунственной догмой непогрешимости ватиканского властелина, с иезуитской моралью «цель оправдывает средства», с индульгенцией и инквизицией, с индексами и силлабусами и с антихристианскими претензиями на универсальное церковное господство.

Таковы исторические традиции, религиозные верования и моральные принципы Церкви, дерзающей на монополию универсальной иерократической супрематии и канонического — догматического правоверия.

Крупнейший в мире землевладелец и банкир, капиталист и колонизатор,— Римско-католическая Церковь с Ватиканом в центре, давно перестала быть свободной христианской общиной, превратившись в могучую и вездесущую социально-политическую организацию со всеми атрибутами и аксесуарами великой реакционной и агрессивной державы.

Поэтому борьба с Римско-католической Церковью с ее иерархически-политическим центром Ватиканом — морально-религиозный долг каждого истинно верующего христианина и всякой церковно-религиозной общины.

Армянский народ в процессе многовековой трагически- героической борьбы с неисчислимыми коварными и жестокими врагами выковал) и выстрадал свою родную Церковь — апостольскую по происхождению, самостоятельную догматически, независимую канонически, демократическую по организации и национальную по исторической судьбе, но одновременно всегда и всюду признававшую за каждой поместной церковью и религиозной общиной неотъемлемое и святое право на свободу и независимость, как единственно необходимое условие и истинне евангельская основа обще-христианского духовного общения и грядущего универсального собратства свободных и равноправных церквей.

На эту именно Национально-Апостольскую Церковь обрушились латиняне со времен крестовых походов и, продолжая свою агрессию в течение многих веков, особенно усилили ее в наши дни в странах, где в бесправии и нищете временно обитают и странствуют стотысячные армяне-скитальцы — обездоленные жертвы панисламистского фанатизма и паноттоманской кровавой деспотии. Льстиво-соблазнительные обещания помощи и спасения народу, веками окруженному беспощадной жестокой вражеской стихией, народу, веками и непрерывно терзаемому неисчислимыми ордами кровожадных тиранов, узурпаторов, временщиков — такова была первоначальная тактика латинян.

Не останавливаясь ни перед чем и не брезгуя никакими средствами, Римско-католическая Церковь, помимо соблазнительно-обманчивых посулов, иезуитской изворотливой агитации, коварных интриг, щедрых подкупов, прибегала и к прямым действиям — кровавым насилиям. Для ловли армянских душ римские первосвященники опирались не только на ландскнехтов и кондотьеров Фридриха Барбароссы, не только на интриганствующую дипломатию Наполеона III или Франца-Иосифа, но и на фараонов иранских шахов и янычаров турецких султанов.

В наши дни в странах Арабского Востока и Средней Азии, в местах концентрации армян-скитальцев, орудует против Советского Союза и Советской Армении, армянского народа и Армянской Национальной Церкви испытанный в антисоветских деяниях кардинал Агаджанян, родом из Ахалцихе и бывший в 1919—1921 г. папским викарием в Грузии. Сей любимый кардинал Пия XII открыто выступает против великого и гуманнейшего дела репатриации армян в Советскую Армению и против воссоединения захваченных Турцией армянских вилайетов с Армянской ССР.

Духовно разложить и национально обезличить армянскитальцев, так сильно тоскующих по любимой Родине, широко открывшей свои двери перед братьями по крови и культуре — такова тактика Агаджаняна.

Римско-католической Церкви нужны для религиозного прозелитизма нищенствующие и бесправные массы, мытарствующие без просвета, надежды, перспектив. Эти же нищенствующие и бесправные массы нужны также магнатам-королям нефти на Ближнем Востоке. Охота за душой и вербовка рабского труда — вот в чем источник и смысл антисоветской и антиармянской агрессии Римско- католической Церкви и ее правоверного служителя.

Верные сыны армянского народа и его Национальной Церкви, представители Эчмиадзинского Патриарха-Католикоса на чужбине самоотверженно отстаивают и защищают свободу и независимость Родной Церкви, священное право сородичей-скитальцев на репатриацию в Армению.

Много и много видел на своем веку и столь долгом и трагическом пути своем армянский народ, беззаветно и героически отстаивая свое первородное святое право на религиозную свободу и национально-церковную независимость. Римско-католической Церкви, несмотря на всю ее материальную — политическую мощь, активную помощь держав, не удалось и не удастся оторвать армянский народ от своей Национальной и независимой Апостольской Церкви.

На сем великом Соборе Русской Православной Церкви, где так авторитетно, громко и воистину возмущенно звучит голос разума и совести великого братского верующего народа, да будет услышан голос и древнейшей Армянской Национальной Апостольской Церкви во имя евангельского духовного общения и равноправно свободного объединения поместных Церквей и религиозных общин против антихристианской, церковно-политической агрессии Ватикана.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100