Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Деяния Совещания ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Том Второй
Н. Селищев

Быстрый переход:
Доклад проф.-прот. И. Копана „Экуменическое движение и Православная Церковь" / Вступление
  Глава I. Исторические данные
  Глава II. Сложность экуменизма
  Заключение
Доклад Экзарха Болгарского Митрополита Стефана „Экуменическое движение и Православная Церковь"
Доклад прот. Г. И. Разумовского „Экуменическое движение и Русская Православная Церковь"
  Раздел I. История экуменического движения, его участники и формы проявления
  Раздел II. Отношение к экуменическому движению со стороны не англиканских и не протестантских вероисповеданий.
  Раздел III. Разбор решений Эдинбургской и Оксфордской конференций 1937 г.
  Раздел IV. Экуменическое движение после войны
  Раздел V. Отношение Русской Православной Церкви к экуменическому движению в настоящий период его развития
ЧЛЕНЫ КОМИССИЙ
Заседания Комиссии по вопросу „Ватикан и Православная Церковь"
  Утреннее заседание 13 июля 1948 г.
  Вечернее заседание 13 июля 1948 г.
  Заседание комиссии 14 июля 1948 г.
Заседание Комиссии по вопросу „Об англиканской иерархии"
  Утреннее заседание 13 июля 1948 г.
  Вечернее заседание 13 июля 1948 г.
  Утреннее заседание 14 июля 1948 г.
  Заседание комиссии 14 июля 1948 г.
Заседания Комиссии по вопросу „О Церковном календаре"
  Заседание 13 июля 1948 г.
  Заседание 14 июля 1948 г.
  Заседание 15 июля 1948 г.
Заседания Комиссии по вопросу „Экуменическое движение и Православная Церковь"
  Утреннее заседание 13 июля 1948 г.
  Вечернее заседание 13 июля 1948 г.
  Утреннее заседание 14 июля 1948 г.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Резолюция по вопросу "Ватикан и Православная Церковь"
Резолюция по вопросу "Об Англиканской иерархии"
Резолюция по вопросу "О Церковном календаре"
Резолюция по вопросу "Экуменическое движение и Православная Церковь"
Приветствия, полученные Патриархом Московским и всея Руси Алексием
Предложение Святейшего Патриарха Сербского Гавриила
Обращение к христианам всего мира
Заключительная речь Святейшего Патриарха Алексия
Заключительное слово Святейшего Патриарха Румынского Юстиниана
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанное в трапезной Троице-Сергиевой Лавры 18 июля 1948 г.
Содержание

Раздел IV. Экуменическое движение после войны

Версия для печати

Война прервала экуменическую деятельность в части устройства съездов и конференций. Взамен этого практиковались объезды отдельных экуменических деятелей по некоторым странам.

По окончании войны деятельность начала проявляться прежде всего в организации материальной помощи пострадавшим христианским общинам. При Отделе реконструкции было организовано специальное отделение материальной помощи, по инициативе д-ра Мишеля Фельда (Лютеранская церковь Америки). До февраля 1946 г. церквами Америки было дано 2 млн. долларов на эти цели. С «Юношеским Христианским Союзом» было заключено соглашение о солидарности в деле помощи, об обслуживании транспортом, об экспорте; благотворительная деятельность распространилась впоследствии на помощь переселяемым лицам, депортируемым, заключенным в лагерях и т. д.

В феврале месяце 1946 г. в г. Женеве состоялась экуменическая конференция «Всемирного Совета Церквей», посвященная вопросам подготовки ко Всемирной Ассамблее, назначаемой на август 1948 г. в Амстердаме.

Русская Православная Церковь официально и непосредственно на эту конференцию не приглашалась. Были получены лишь чрез третьих лиц как бы пожелания присутствия ее представителей. Д-р С. Каверт (Samuel Μ. С. Cavert), председатель Комитета по организации Ассамблеи, сделал доклад, в котором изложен план устройства. Тема будущих обсуждений — «Закон Бога и современное беззаконие человека». План предусматривает четыре подсекции:

1. Вселенская Церковь, как первейший Божий Закон,

2. Провозглашение Божьего Закона.

3. Церковь и беззаконие общества.

4. Всемирная Церковь и Всемирный Закон.

Отсюда мы видим, что экуменическая деятельность оставила теперь разногласия в догматах и в вероучениях, ввиду безнадежности их разрешения и в дальнейшем направила свою работу исключительно по линии морали, в целях примирения человечества с Богом не с помощью благодатных даров церкви, а лишь путем оправдания наличием социальной и экономической несправедливости.

Доклад был принят и высказаны пожелания:

а) чтобы в программе Ассамблеи была уделена известная часть для «вопроса новой эры в технической науке, начавшейся после открытия атомной энергии»;

б) чтобы за шесть месяцев до Ассамблеи были изданы четыре международных сборника (согласно 4 подтемам Ассамблеи);

в) чтобы за год до нее был издан специальный выпуск под заглавием: «Авторитетность и применимость социальных и политических посланий Библии на сегодня».

После решения многих других конструктивных вопросов была определена необходимость достигнуть сближения со всеми Православными Церквами, чтобы привлечь их к участию в экуменическом движении. Генеральным секретарем был переизбран д-р Виссерт Хуфт, а помощниками его: с резиденцией в Лондоне Оливер Томкинс и с резиденцией в Нью-Йорке д-р Лейпер. Затем были приняты следующие предложения и приглашения:

а) директором Отдела изучения м-ру Нилсу Эренстрему (Nils Ehrenstrom), содиректором — еп. Стефану Нэйль (Stephen Neill) (Тинневелли, Южная Индия);

б) директором Всемирного Центра обучения д-ру Крэ-меру (Kraemer)1;

в) директором Отдела реконструкции д-ру Хутчисону Кокбурну (Hutchison Cockburn)2.

Всемирная Ассамблея Молодежи была проведена летом 1947 г. в г. Осло. До совета с братскими Церквами

Русская Православная Церковь воздержалась от посылки на нее своих делегатов. Сожалеем, что до 1 января 1948 г. Русская Православная Церковь еще не получила из Женевы «Отчета о конференции в Осло».

Несколько замечаний к «Положению о Всемирном Совещании Церквей».

Положение было принято на Конференции в г. Утрехте в мае 1938 г. и одобрено «Эдинбургским Постоянным Комитетом» в августе 1938 г.

На стр. 48 разбираемого нами Отчета об Эдинбургской конференции, в главе «Что делать, чтобы приблизиться к единству, которого мы ищем», в статье 15 «Территориальное и экуменическое единство» говорится:

«Особо дальновидная церковная политика требуется в тех местностях, где при обсуждении вопроса о соединении отдельная церковь вынуждена выбирать, вступить ли ей в соединение с другими исповеданиями в пределах своего государства или сохранить связи с другими общинами своего исповедания в других странах. Опыт показывает, что вред, наносимый христианскому делу наличием множества отдельных церквей в пределах данной территории так велик, что территориальное соединение должно нормально почитаться желательным — там, где оно может осуществиться без нарушения принципов соответствующих исповеданий».

Так было одобрено в августе 1937 г. в Эдинбурге. Почему же спустя полгода, в мае 1938 г., предварительная конференция в Утрехте выработала, а «Эдинбургский Постоянный Комитет» одобрил проект распределения мест в будущей Ассамблее в части, касающейся Православных Церквей, по признаку вероисповедания, а не по территориальному?

Анализируя только что приведенную аргументацию в защиту «нормальной желательности» именно «территориального соединения», поневоле приходится делать вывод, что Православию отводятся места по явно ненормальному признаку и при нежелательных ни для кого условиях.

Всем остальным церквам даны места в трактовке представителям церквей Великобритании... Соединенные Штатов... Азии... Южной Африки... и т. д. И так роздано из 450 мест целых 365 мест всем прочим церквам, кроме Православной, которой дано 85 мест на все страны; в том числе нескольким меньшинственным церквам дано целых 30 мест.

Не увидели мы здесь благоприятных признаков достаточного братского уважения к Православным Церквам. Мы специально ознакомились с данными о численности христиан различных исповеданий по всему миру, извлеченными нами из трудов о. Конгара и др. Они ясно показывают всю несправедливость к православным в учете их прав на голос.


  1. The World Council of Churches, its process of formation, Geneva
  2. Ibidem.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100