Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XII. Попытки защиты от унии

Версия для печати

От католически-униатского натиска православные защищались как могли. Прежде всего они сопротивлялись, когда их вынуждали перейти в католичество и униатство. Они выступали на сеймиках и сеймах в защиту свободы вероисповедания, Добивались от королей подтверждения своих свобод и часто получали подобные подтверждения, особенно во время коронации. У них отбирали храмы^и монастыри, а они возводили новые. Выдающуюся роль в защите своей веры, языка и культуры играли православные братства. Первое из них возникло в 1584г. в Вильне, следующие во Львове и других более или менее крупных городах. В начале XVII века почти при каждом православном храме и монастыре действовали братства. Они поддерживали Православие, защищали священников и храмы, занимались устройством школ, типографий, приютов, больниц, т.е. были основой духовной, общественной и культурной жизни православных.

Основанные князем Константином (Василием) Острожским в 1572-1580гг. братства в Слуцке, Турове, Владимире Волынском, особенно знаменитая Академия в его родном Остроге на Волыни, стали настоящими центрами духовной культуры, которые притягивали к себе наиболее одаренных православных ученых, богословов и педагогов. В 1581 году именно в родовом имении князя была издана Острожская Библия - наиболее яркое из изданий Священного Писания на церковно-славянском языке. В течение ряда десятилетий эта Библия поддерживала в православных дух сопротивления католицизации.

Многие талантливые православные писатели боролись против католических агитаторов. Еще в 1511г. анонимный автор из Супрасльского монастыря в своем „Послании" дал резкий отпор католическому архиепископу Яну Ляскому на его агрессивное выступление „О заблуждении русского народа11. В этом же монастыре появилось произведение - также неизвестного автора - „Послание к латинянам". Еще через пять лет в Супрасле обнаружилось анонимное „Сказание" „на богомерзкую, на поганую латину, которые папы что в них вымыслили в их поганой вере". Из окружения Острожской академии происходил некий Острожский клирик, автор „Истории о листрицком, то есть о разбойничьем феррарском или флорентийском соборе" (1598г.). Как видно из названия, он выступал против униатских действий этого собора.

Также в Супрасле появился , "Апокрисис, или ответ" Кшиштофа Филолета на книгу П.Скарги „Описание и защита собора русского брестского". Филолет предостерегает, что уния является позорным актом, который в результате может привести к гражданской войне. Важную роль в защите Православия сыграл Леонтий Карпович, талантливый оратор, автор ряда проповедей, призывавших к совершенствованию духовному и защите веры отцов. Книга Мелетия Смотрицкого „Фринос, или Плач Церкви Восточной" (1610) считалась святыней, декалогом защитников Православной Веры перед искушениями униатов. П.Скарга обвинил автора книги в измене государству. Король приказал конфисковать все экземпляры и публично сжечь их, а тех, которые будут их хранить, жестоко наказывать. Православные от руки переписывали эту книгу, хранили ее как самое ценное сокровище, а в завещаниях просили положить ее к ним в гроб.

Выдающуюся роль в поддержании духа православных сыграли распространенные во множестве экземпляров произведения уроженца Судовой Вышни под Львовой Иоанна Вышенского, который из кельи на святой горе Афон в Греции слал послания соотечественникам. В Немногословном ответе Петру Скарге" он обвинил во лжи этого великого иезуита. В „Срывании маски с дьявола, властвующего на этом свете" он заклеймил именем „дьявола в короне" короля Сигизмунда III Вазу за то, что тот принуждал православных принять унию. Кроме того, в .Лослании к епископам, которые отступили от Православия" он писал: ,Для чего именем христианским бесстыдно осмеливаетесь себя называть, если чести этого имени не уважаете?... Будьте прокляты вы, (униатские) владыки, архимандриты, игумены, которые опустошили (православные) монастыри и сделали себе из святых мест имения, сами вместе с друзьями и слугами проводите там развратную и животную жизнь, возлежа на святых местах..., а в монастырях нет монашеской жизни, нет пения и молитвы, воют псы...".

Выдающимися защитниками Православия, педагогами и одновременно авторами учебников для братских школ были братья Лаврентий и Стефан Зизании, уроженцы трокского повета. Именно эти поименованные и многие другие, известные по имени только Господу, всеми силами поддерживали Православную Церковь в борьбе с униатами, иезуитами и легионами иных врагов.

1) Равеннский экзархат принадлежал Византии. Император-иконоборец Константин Копроним тщетно требовал возвращения себе этих земель, но не имел сил возвратить их, занятый борьбой с арабами и своими православными подданными. - Прим. ред.

2) „Повесть временных лет" преп. Нестора-летописца сообщает об этом следующие подробности: "Потом пришли немцы из Рима и сказали: „Пришли мы, посланные папой". И сказали ему: „Так говорит тебе папа: „Земля твоя, как и наша, а вера не похожа на твою. Наша вера - свет. Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги - суть дерево". Владимир же спросил: „В чем заповедь ваша?" И ответили они: „Пощение по силе. Кто пьет или ест - это все во славу Божию, как сказал учитель наш Павел". Владимир же сказал немцам: „Идите обратно, отцы наши не приняли этого"".

3) История донесла до нас ответ благоверного князя послам папы Иннокентия IV: „Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Ав раамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рожде ства Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до Первого Собора и до Седьмого Собора: сия вся сведаем доб ре, а от вас учения не принимаем".

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100