Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XIII. Борьба за сохранение православной иерархии

Версия для печати

Поскольку делалось все, чтобы уничтожить Православную Церковь и физически, и духовно, в первую очередь предпринимались попытки ликвидировать православную иерархию. После смерти православных епископов Гедеона Балабана (1607) и Михаила Копыстенского (1612) единственным рукоположенным православным иерархом остался епископ Евстафий Тисаровский. Хотя владыка Евстафий старался успеть везде, существовала угроза, что Церковь в любой момент может лишиться иерархии. Господь, однако, не покинул свою Церковь, не обрек ее на гибель. В 1619г. к восточным славянам по просьбе православных патриархов прибыл патриарх Иерусалимский Феофан с тем, чтобы урегулировать церковные дела. В следующем году Его Святейшество посетил Киев, и по просьбе православных тайно, охраняемый казаками гетмана Петра Сагайдачного, рукоположил митрополита и шестерых епископов. Таким образом, руководство Православной Церкви в Речи Посполитой было возобновлено.

Польские власти не признали возрожденную православную иерархию и начали ее преследовать. Король объявил патриарха Феофана турецким шпионом. В это время новые епископы разъехались по своим епархиям и укрылись в монастырях в самых глухих местах. Они сразу же приступили к решительным действиям по обновлению и возрождению православной духовной жизни. Так, в монастыре св. Онуфрия в Яблочине под Бугом почти два десятилетия находилась резиденция православного епископа хелмского, в которой Паисий Чернявский с помощью местных монахов выполнял архиерейские обязанности и заботливо руководил епархией.

Возрождение православной иерархии вызвало особое беспокойство униатского митрополита Рутского. В результате после его доносов и жалоб Сигизмунд III Ваза приказал канцлеру Льву Сапеге огласить универсал с распоряжением расправиться с новой иерархией. Только что рукоположенным епископам угрожала не только тюрьма, но и смертная казнь. В связи с этим Митрополит Новогрудский и Киевский Иов Борецкий поселился не в Новогрудке, где был кафедральный собор, а в Киеве под охраной казаков. Униаты, католики, король и его чиновники боялись казаков, как огня. Поэтому они предпочли преследовать других православных - безоружных. Король приказал хватать и расправляться со всеми сторонниками новой православной иерархии. Например, в Вильне во время православной Пасхальной недели в 1621 г. был устроен массовый погром православных: их хватали на улице, вытаскивали из домов, расправлялись, лишали рабочих мест, отбирали лавки и мастерские, бросали в тюрьму. Подстрекаемая католическими и униатскими священниками толпа ворвалась в православный монастырь Святого Духа, разгромила его и пыталась сжечь.

Митрополит Иов вместе с другими иерархами направил королю протест, из которого мы узнаем, что волна репрессий в отношении православных захлестнула в это время всю Речь Посполитую: „В Могилеве, Минске и Орше - читаем в этом документе - разграблены церкви, в Перемышле в тюрьме убито 24 горожанина, в Ярославе, Кременце, Гродно, Пинске захвачены церкви, в Бресте игумена Дорофея вместе с монахами сбросили в колодец, в Красном Ставе вломились в церковь и убили много людей, которые молились там, то же сотворили в Соколе, Белзе и Бусне; взрослых убивают без исповеди, а детей без крещения".

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100