Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года

Версия для печати

В мире Божием даже после самой длинной ночи приходит рассвет. Так на мученическом пути Православной Церкви в Речи Посполитой после почти 40 лет террора появился проблеск надежды на изменение ее трагического положения. В 1632 г. наконец скончался основной вдохновитель и жестокий преследователь Православия король Сигизмунд III Ваза. На польский трон должен был взойти его сын Владислав. Согласно обычаям того времени король, вступая на трон, должен был присягнуть в том, что он выполнит условия, поставленные ему дворянством, иерархией католической Церкви и мещанством. Вот почему к акту коронации особенно тщательно готовилась православная общественность, а виленское братство даже издало книгу „Синопсис", в которой перечислялись все привилегии и права, отнятые у православных. Благодаря терпеливости православных послов и политическим обстоятельствам (войска московского царя штурмовали Смоленск, а на Украине бунтовали казаки), Владислав IV пошел на уступки. Вопреки протестам униатов и иезуитов король официально признал возрожденную патриархом Феофаном православную иерархию во главе с недавно избранным митрополитом - Петром Могилой. Он даже приказал униатам возвратить православным несколько монастырей и церквей, подписал акт, гарантирующий свободу деятельности Православной Церкви и торжественно поклялся не нарушать свободу православного вероисповедания. Сейм в 1635г. принял конституцию, в которой также шла речь о том, что Речь Посполитая обязуется не нарушать права своих православных граждан.

К сожалению, все эти декларации и обещания остались только на словах и на бумаге, поскольку в то время Речь Посполитая переживала глубокий разлад общественной жизни. Магнаты, католическая иерархия, дворянство все в меньшей степени считались с правом и королевской властью. Фанатики, подталкиваемые униатами и иезуитами, с еще большим упорством преследовали православных. Это вызвало гнев казаков, которые никогда не отделяли собственной свободы от свободы православного вероисповедания. Они с оружием в руках выступили на защиту своих прав и прав Православной Церкви. Во время шведской кампании, когда казаки, будучи под Мальборком 1, узнали, что „всех собираются обратить из веры гречес кой в униатскую", их реакция была резкой, они заявили: „Все мы сколько нас есть в полъ ском войске в Пруссах, для защиты нашей святой веры готовы пролить нашу кровь..."

Королевские чиновники, используя различные ухищрения и провокации, рассорили казаков между собою и восстание 1637г. было утоплено в крови. С особой жестокостью расправлялся с плен ными казаками начальник польской карательной экспедиции князь гетман Потоцкий. „Через всю Украину прошла волна репрессий. Путь от Переяславля до Нежина (около 150 км - Н.Г.), которым шли отряды Потоцкого, был усеян висе лицами и кольями с телами восставших, - пишет компетентный исследователь истории Украины профессор Владислав Серчик в книге "На далекой Украине", - были казнены Кизим и Кизименко (отец и сын, руководители многочисленных повстанческих отрядов - Н.Г.), их отрубленные головы устрашали жителей Киева, куда их привезли и выставили на публичное обозрение. Кроме того, дворянство действовало по собственному усмотрению, мстя своим подданным, которые присоединились к бунту".

После подавления восстания сейм Речи Посполитой лишил казаков всех прав и собственности. Поскольку казаки были православными, под это постановление подпадали и другие право славные жители Украины и Беларуси, которые могли не иметь ничего общего с казачьим мяте жом. Православные священники считались казачьими предводителями, и их казнили без суда и следствия. Убивали монахов, жгли монастыри и церкви, разгоняли братства, уничтожали школы, больницы, приюты. Король был против этих реп рессий, но с ним почти никто не считался.


  1. Мариенбургом - Прим ред.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100