Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского

Версия для печати

На этот трагический период пришлась деятельность выдающихся защитников Православия - митрополита Петра Могилы и игумена Афанасия из Бреста. Петр Могила вошел в историю как замечательный дипломат, который в тяжелые для Православия времена смог добиться от короля формального постановления, санкционирующего существование в стране Православия. Это помогло вернуть несколько монастырей, прежде отобранных униатами, а также церквей и братских школ, в том числе в Бельске Подляском. Петр Могила отстраивал и обновлял их, заботился об увеличении числа монахов и священников. Особенное внимание он обращал на то, чтобы духовный сан получали достойные люди, налаживал монастырскую жизнь, присылал монашеской братии способных и готовых к самопожертвованию игуменов.

Митрополит прилагал все усилия, чтобы вернуть к жизни пришедшее в упадок церковное искусство: писание икон и фресок, ювелирное искусство, книгопечатание. Петр Могила был также археологом - он откопал остатки древней Десятинной церкви в Киеве, где находился прах почитаемого на Руси равноапостольного князя Владимира, крестителя восточных славян, отстроил и украсил собор св. Софии. Он получил от Владислава IV согласие на возведение киевской братской школы в ранг академии. Этому однако воспротивились канцлеры Заджик и Замойский. Пустив в ход различные интриги, они не допустили подписания этого акта. Но владыка Петр, не обращая внимания на препятствия, все же основал в Киеве православное высшее учебное заведение, которое позже в его честь навали Могилянской академией, построил для нее соответствующим образом оборудованные здания, бурсу для неимущих студентов, основал библиотеку.

Благодаря стараниям митрополита Петра типографии, принадлежащие как братствам, так и самому митрополиту, издали не только большое количество богослужебных книг, но и много популярной духовной литературы. Из-под пера самого владыки вышло несколько произведений в защиту Православия. Митрополит Петр Могила скончался на пятидесятом году жизни в 1647г.

На время деятельности митрополита Петра Могилы пришлись неустанные паломничества и борьба с унией игумена Афанасия Брестского (Филипповича), воспитанника православной братской школы в Бресте, а затем иезуитской коллегии в Вильне. Нанятый польским двором воспитателем, он и не подозревал, что принимает участие в подготовке на московский трон очередного Димитрия Самозванца. Позже, сокрушенный сознанием совершенного им, будущий мученик в виленском монастыре избирает целью жизни молитву и борьбу против унии.

Избранный игуменом монастыря св. Симеона в Бресте, он начал бескомпромиссную борьбу против врагов Православной Церкви: стремился к правде и справедливости, всюду молил о помощи, дважды выступал перед лицом самого короля на сеймах, добиваясь, „чтобы настоящая гре ческая вера всемерно почиталась, проклятая же уния была унижена и обращена в ничто". Не преминул при этом пригрозить Божией карой, если король не исполнит его требований. Его арестовали, подвергли пыткам, оговорили, что он якобы доставлял оружие повстанцам Хмельницкого, и расстреляли 18 сентября 1648г. Игумен Афанасий проклинал унию даже тогда, когда стоял над выкопанной для него могилой. Православная Церковь канонизировала преподобномученика игумена Афанасия Брестского.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100