Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XIX. Св. Георгий конисский

Версия для печати

Григорий Конисский появился на свет 20 ноября 1717г. в городке Нежин (Украина) в семье верующих, многое сделавших для Церкви. Воспитанник Могилянской академии в Киеве, он в 1744г. принял постриг с именем Георгий. Как человека выдающихся способностей его оставили в академии и доверили занятия с семинаристами и обязанности воспитателя, а позже поручили все хозяйственные дела. В 1751г. он стал ректором этого учебного заведения. Под его руководством академия, единственное в то время православное учебное заведение в Европе, переживала один из лучших периодов своей истории.

Для православной общественности Беларуси и Украины иеромонах Георгий был прежде всего вдохновенным защитником Православия. Поэтому, когда в 1754г. в Могилеве умер православный архиепископ Иероним Волочанский, и существование единственного в Речи Посполитой православного кафедрального собора оказалось под угрозой, исходившей от папы Бенедикта XIV, было принято решение доверить эту кафедру иеромонаху Георгию, рукоположив его во епископы. В 1755г. новый епископ прибыл из Киева в Могилев и сразу же приступил к активной деятельности. Он основал в епископской резиденции типографию для печатания православной религиозной литературы, защищал Православную Церковь в Речи Посполитой, стойко отстаивал ее права.

В 1765г. епископ Георгий получил аудиенцию у короля Станислава Августа и в присутствии высших чинов королевства выступил с пламенной речью в защиту православных жителей Речи Посполитой. Он вручил королю меморандум, в котором подробно освещалось трагическое положение православных. Все эти попытки, к сожалению, не принесли никакого результата. Разъяренное деятельностью православного владыки католическое и униатское духовенство неоднократно натравливало на св. Георгия толпу, которая покушалась на его жизнь. Только благодаря Божией защите и жертвенности православных верующих ему удавалось избежать смерти.

Несмотря на это, епископ Георгий не переставал действовать в защиту Православия. Когда под нажимом европейских государств - Англии, Франции, Швеции, Дании, России и Пруссии - на сейме 1766г. была создана специальная комиссия по делам „диссидентов" в Речи Посполитой, епископ Георгий на несколько лет переехал в Варшаву, чтобы активно участвовать в работе комиссии. Ценою огромных усилий и утраты здоровья ему удавалось постепенно преодолевать сопротивление чиновников и католической иерархии и с Божией помощью многого достигнуть для блага Православия. Православные получили разрешение на ремонт старых храмов, постройку новых школ, их освободили от необходимости платить дань католическим священникам, позволили открыто исповедовать свою веру, свободно отправлять Св. Таинства, организовывать шествия. Тем, кто был принужден силой принять униатство, разрешили вернуться к вере отцов.

Однако под влиянием католического епископа Адама Красинского магнаты и клерикальное Дворянство организовали „барскую конфедерацию", которая выступила против каких бы то ни было послаблений для „диссидентов", в том числе и для православных. Все то, чего сумел достичь епископ Георгий, было уничтожено. Вдобавок католико-униатская реакция возобновила нападки и на самого епископа. Он вынужден был уехать в Смоленск, но и там не оставил попыток бороться за права Православной Церкви.

После первого раздела Речи Посполитой 1 владыке Георгию удалось добиться постановления варшавской конференции о правах „диссидентов". Благодаря его стараниям был издан закон, согласно которому в смешанных семьях сыновья могли принять вероисповедание отца, а дочери - матери.

Архиепископ Георгий Конисский почил в Бозе 13 февраля 1795г. Господь прославил Своего святого нетлением тела, что было неоднократно подтверждено специальными духовными комиссиями. В 1993г. Синод Белорусской Православной Церкви причислил архиепископа Георгия к лику Святых.


  1. 1772г. - Прим. ред.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100