Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию

Версия для печати

В 1792г. под давлением российского посла король освободил архиепископа Виктора Садковского из ченстоховской крепости. Владыка, поправив здоровье, принял архиепископство минское и направил свои силы прежде всего на разъяснение приходскому униатскому духовенству и верующим целей унии в плане полонизации. Он призывал их вернуться в лоно Православия.

Как могли помогали ему житомирский и браславский епископы. Их деятельность пришлась на то время, когда после второго раздела Речи Посполитой на территории, присоединенной к Российскому государству, особенно в архиепископстве минском, только с августа 1794г. по март 1795г. в Православную Церковь возвратилось около полутора миллионов униатов, более 600 униатских храмов, а также полторы тысячи униатских священников. Браславский епископ Иоанникий информировал Священный синод, что „с Божьей помощью в браславской губернии все 1090 униатских храмов сделались до конца 1795г. православными вместе с более чем полумиллионом их прихожан".

В это самое время Киевский митрополит направил в Переяславль епископа Гервасия (Линцевского), который вместе со своими помощником игуменом Мелхиседеком развернул миссионерскую деятельность на правобережной Украине. Благодаря разумной и упорной работе они сумели разместить там большое число „духовных управляющих", которые возвращали народ к Православной вере отцов. Многие из них были ' униатами, сохранившими в душе верность Православию. Немало их погибло мученической смертью.

Усилия борцов за Православную Веру - архиепископов, епископов, деканов, приходских священников, всех, кто сплотился вокруг своих пастырей - не пропали даром. Униаты все чаще и чаще возвращались в лоно Православной Церкви, а в латинизированных городах и маленьких городках возрождалась православная духовная жизнь, народные белорусские и украинские традиции. Местное население отстраивало разрушенные церкви, а часто строило и новые.

Это вызывало, особенно после первого раздела Речи Посполитой, неудержимую ярость у католической иерархии, которая начала рядиться в одежды защиты польского духа. Усилились преследования всего православного, со все большим недоверием католики смотрели на собственное „детище" - униатскую Церковь. Ее беспощадно ограничивали, вынуждая ко все большей латинизации и полонизации. С особым рвением этим занимались иезуиты. Их орден был распущен в 1773г., но братья из Общества Иисуса тут же перешли в пустующие базилианские монастыри, где были приняты с распростертыми объятиями. Обрадованные горячим „братским" приемом, они немедленно приступили к реализации своего намерения - ввели в базилианских монастырях католические обряды и польский язык. Вскоре базилианские монастыри стали бастионами католицизма и идеологии превосходства польского народа перед другими.

Подобные процессы не сулили долгой жизни униатской Церкви. Понимая это, униатская элита стремилась предотвратить катастрофу. Представители образованных униатских кругов (молодые священники, гимназисты и академическая молодежь, учителя приходских школ, профессора университетов) начинали осознавать принадлежность к белорусскому или украинскому народу, что приводило их к стремлению представить и унию национальным вероисповеданием. „Закваской" этого движения в абсолютном большинстве были талантливые, амбициозные, но бедные сыновья провинциальных священников (их называли по их происхождению „поповичами"). Другая группа „поповичей" - проф. М.Бобровский, проф. И.Данилович, И.Онацевич, И.Ярошевич, А.Сосновский объединялась на основе происхождения из мест, ныне входящих в Белостоцкое воеводство.

„Поповичи" с немалым трудом продирались сквозь чащу официальной католическо- униатской лжи и фальши, чтобы дойти до исторической правды о своих белорусских или украинских национальных корнях. Очищая унию от навязанных ей латинизмов, они не раз к своему изумлению обнаруживали, что верой их отцов было Православие. Это также ускоряло процесс добровольного присоединения униатов к Православной Церкви. После смерти императрицы Екатерины II процесс этот несколько затормозился: причиной тому явилось заигрыв'ание ее наследников императоров Павла I и Александра I с католической иерархией и особенно с иезуитами. Эту невыгодную для Православия ситуацию на вершинах власти Российской империи тут же использовало католическое духовенство, привлекши в свою Церковь несколько тысяч униатов прежде всего в Беларуси.

Именно в этот период католический клир завладел умами белорусов, живущих в северовосточном воеводстве. Одновременно католическая иерархия совместно с латинизированной униатской иерархией атаковали ту часть униатского духовенства, которая стремилась освободиться от власти римско-католической Церкви, удалила из литургии латинизмы и польский язык, возвращалась к православной традиции богослужения на церковно-славянском языке, а также на белорусском и украинском языках. Особенно яростно католический клир боролся против униатских митрополитов Ираклия Лисовского и Ираклия Красовского. Несмотря на это, процесс отхода униатов от католической традиции все усиливался, чему позже способствовали Григорий Коханович и последний митрополит Иосафат Булгак.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100