Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине

Версия для печати

Счастливому завершению перехода униатов бывшего Великого Княжества Литовского в Православие способствовала деятельность архиепископа Иосифа Семашко, Иосиф Семашко родился 25 декабря 1798г. в семье униатского священника на Киевщине. Он учился в немировской гимназии, а затем в звании магистра окончил Главную униатскую семинарию при Виленском университете. После рукоположения в священники в 1821г. он как способный и трудолюбивый студент получил место преподавателя в Луцкой униатской духовной семинарии. Через год его назначили членом униатского департамента римско-католической коллегии при российском правительстве. Вскоре он стал играть там главную роль, и, благодаря его стараниям этот департамент, до того времени подчиненный католикам, обрел полную самостоятельность и равноправное положение наряду с римско-католической коллегией, что фактически освобождало униатскую церковь из-под опеки Церкви римско-католической.

В 1829г. Иосиф Семашко стал мстиславским епископом. После прибытия в свою епархию он укрепился в убеждении, что униатская Церковь должна покаяться в совершенных на протяжении трех столетий грехах: слабости в вере, гордыне, ереси и борьбе против родной Православной Церкви, чтобы Господь простил то, что „мы оставили первую любовь нашу" (ср. Откр.2,4).

К такому спасительному убеждению епископ Иосиф пришел не в тяжелую минуту и не под давлением „сильных мира сего", а благодаря глубоким размышлениям над историей унии и ежедневным наблюдениям над современной жизнью. Он принадлежал к думающим, прогрессивным „поповичам", которые в тогдашней униатской Церкви были евангельской „солью земли" (Мф. 5:13). Иосиф Семашко писал: „Несколько столетий русский (т.е. белорусский и украинский - Н.Г.) народ этого края находился в польской неволе. В то время с помощью унии его лишили не только древней православной веры, но и покушались на родной язык и с течением времени не только отдельные люди, преимущественно грамотные, но и целые приходы в различных местностях, забывая молитвы своих предков, начинали молиться по-польски".

Владыка Иосиф просил светскую власть не вмешиваться в процесс возвращения униатов в лоно Православной Церкви. По мнению Иосифа Семашко, не стоило обращать униатов в Православие по одиночке или группами, нужно было объять все общество. При этом он подчеркивал, что такое объединение - это длительный процесс. Его следует подготавливать постепенно, удаляя из богослужений латинские обряды и одновременно убеждая священников и прихожан в необходимости единения. Владыка разработал подробный план действий. Так, он рекомендовал знакомить семинаристов со всеми деталями православного богослужения, учить их русскому и церковно-славянскому языкам. Он считал необходимым исключить такие католические принадлежности как облатки, литании, супликации, органную музыку, звонки на литургии, амвоны, боковые престолы и ввести вместо них один престол, иконостас, православные кресты. Вместе со своими приверженцами он успешно осуществлял этот план.

Почти все верующие принимали изменения в устройстве храмов и в обрядах весьма положительно, даже с энтузиазмом, поскольку до этого их презирали, называя их униатскую веру „русской" , „мужицкой", „хамской", а католическую - „польской" и „господской". С присоединением к Православию бывшие униаты считали, что они уже принадлежат к „господской русской вере", к „благочестию" и даже добивались от своих священников, чтобы те проводили чисто православные богослужения.

Владыка Иосиф Семашко благодаря своим действиям приобретал все больше и больше сторонников среди униатов. Нашлись, однако, и та-кие, которые восприняли его деятельность чрезвычайно враждебно. Это были прежде всего латинизированные и полонизированные базилиане, польские и полонизированные белорусские и украинские магнаты, дворянство, горожане, немалая часть униатского духовенства. Были и такие, кто не видел в возвращении к Православию возврата к вере отцов; Православие они считали верой чуждой и по языку, и по обрядовости, „московской верой".

Противники возврата в Православную Церковь использовали любые предлоги, чтобы удержать униатов от возвращения в Православие: подстрекали темную толпу к выступлениям, засыпали учреждения доносами на священников, поддерживающих объединение, домогались у царя освобождения от кафедр епископов, ратующих за объединение. То есть, они действовали так же, как 250 лет назад их предки, навязавшие православным унию. Но времена стали иными, и эти усилия поддержки не находили.

Ситуация близилась к развязке. 12 февраля 1839г., в Неделю Торжества Православия, в Полоцке собрались униатские епископы Иосиф (Семашко), Антоний (Зубко), Василий (Лужинский), представители низшего духовенства и светской униатской общественности. Они постановили обратиться от имени всей униатской Церкви государства Российского к Святейшему Синоду Православной Церкви и Российскому императору с просьбой принять их в лоно Православной Церкви. В единогласно принятом постановлении они сожалели, что их предки были „силой чуждого преобладания подчинены власти Римской церкви". Они подчеркивали свое желание „жить с этой минуты вместе с доверенными нам верую щими одной жизнью со святыми восточными пра вославными патриархами и в подчинении Святейшему Российскому Синоду". Все участники добровольно поставили под документом свои подписи.

Через месяц, 13 марта, Святейший Синод вынес решение: „Епископов, духовенство и верующих греко-католической Церкви объединить с Православной Церковью Всероссийской". 25 марта 1839г. в Великий четверг на документе, сообщающем царю о решении Синода, император Николай I написал: „Благодарю Бога и принимаю". А на специально отлитой памятной золотой медали было начертано: „Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)". Это была истинная, великая правда.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100