Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XXIII. Судьбы униатов в Австрии

Версия для печати

Совершенно иначе сложилась судьба униатской Церкви на территории бывшего Конгрессного Королевства (позднее - Западного Края), а также на территории, перешедшей после I и III разделов Речи Посполитой к Австрии. Конечно, и там шел процесс очищения униатской Церкви от латинских и польских наслоений, но он продвигался вперед с величайшими трудностями, причиной которых являлась агрессивная позиция католического духовенства и шовинистические настроения землевладельцев. Последние имели влияние на униатское духовенство, подстрекавшее верующих. Потому и присоединение к Православию, встречавшее сильное сопротивление униатов из Подлясья и Холмщины (в прошлом - Конгрессивное Королевство), было, как правило, недолгим. Многие бывшие униаты возвратились назад в католичество после провозглашения императором Николаем II 17 октября 1905 года манифеста о свободе совести.

Забегая вперед, следует подчеркнуть, что православные этих мест в большинстве своем погибли или были разобщены огнем преследований, которые обрушились на них во II Речи Посполитой, в годы последней войны и в первые послевоенные годы, особенно при проведении операции „Висла". Только немногие деревни, окружающие созданный в конце XV века и всегда верный Православию монастырь св. Онуфрия в Яблочине, сохранили с Божией помощью до наших дней веру отцов, язык и традиции.

Еще более трагично сложилась судьба униатов и православных, которые после разделов Речи Посполитой попали под власть Австро-Венгерской империи. На рубеже XVII и XVIII веков Православная Церковь утратила на этих землях все кафедры, которые перешли к униатам. Именно в это время там развернул борьбу против унии униатский священник Михаил Андрела. Он родился недалеко от Мукачева в Закарпатье. Учился в Вене и других академических центрах тогдашней Австро-Венгрии. В 1699г. он порвал с унией и вместе с двумя братьями возвратился к „старой вере", т.е. к Православию. В своих произведениях „Логос" и „Защита каждого верующего" выступал против папы и иезуитов. Вероятно, этой же теме был посвящен его не сохранившийся трехтомный „Трактат против латинян". Талантливый проповедник, он шел от города к городу, от деревни к деревне и в проповедях показывал истинное лицо униатских епископов, духовенства, призывал людей не повиноваться им. За правду об унии он провел долгие годы в застенках Мукачевского замка.

К сожалению, после смерти Андрелы защитники Православной Веры на австрийской территории замолкли на долгие 150 лет. Это было неслучайно, так как население ощущало на себе тройное давление: унии, польской католической и немецкой властей. Несмотря на это, память о Православной Вере предков оказалась неистребимой. Изменение в сознании исповедующих униатскую веру в Беларуси и северо-восточной Украине, их объединение с Православной Церковью оказали благотворное влияние на униатов в Галиции и Закарпатье.

Одним из первых борцов за возрождение веры предков в Галиции был Маркиан Шашкевич. Он родился в семье униатского священника, окончил униатскую семинарию во Львове и стал деревенским униатским священником. Размышления над судьбой украинского народа и его веры, а также вести о религиозном и национальном возрождении, приходящие из Российской империи, подвигну ли Шашкевича к действиям. Он боролся за язык и народную культуру, старался очистить униатские обряды от навязанной им латинской и польской традиций, хотел возврата к православным корням. В этой борьбе ему помогал Яков Головацкий, также сын униатского священника, автор ряда публикаций, направленных против унии: „Протест пинского духовенства в 1595г. против унии", „Послания князя Острожского", „Основание и деятельность братства во Львове". Головацкий был автором работ и по истории Православной Церкви, например: „О митрополите Руси Иларионе". Его преследовало униатское и католическое духовенство, австрийские власти, и он вынужден был эмигрировать в Российскую империю.

Вместе с Шашкевичем и Головацким действовал Иван Вахилевич. Они образовали известную „Русскую Тройку", деятельность которой пробудила, особенно после „весны народов" 1848г., украинскую интеллигенцию, начавшую трудиться над духовным и национальным возрождением Галиции. Вклад в это движение внес и униатский священник Иван Наумович из Коломыи, издатель знаменитой „Науки", объясняющей основы Священного Писания, сыгравший выдающуюся роль в создании катехизиса для украинцев, живущих в Галиции. Он был послом в Галицийском и Австрийском сеймах. Этот плодовитый писатель и переводчик был проклят папой Львом XII, а потом приговорен к 8-ми месяцам тюрьмы за пропаганду Православия. По выходе на свободу он переехал в Киев и там работал как активный православный духовный деятель.

Против унии выступал великий поэт украинского народа Тарас Шевченко. Были решительными противниками унии и другие создатели новой украинской литературы. Особенно выделялся Иван Франко, который во многих публикациях чрезвычайно резко осуждал Ватикан и униатскую церковь. В статье ,^В деле согласия" (1890г.) он писал: „Уния была причиной долгой и тяжелой борьбы внутри украинского народа и, в конце концов, нанесла непоправимый вред его духовному и политическому развитию, уния в прошлом не дала нашему народу практически ничего, после нее не осталось в украинской литературе ни одного значительного произведения..., наоборот, она способствовала полонизации украинской интеллигенции и в последнее время стала мостом, по которому к нам устремилась иезуитская и клерикальная пропаганда." За Православие выступало и многие другие деятели культуры. В 60-х годах австрийское правительство усилило преследование „обрядников", т.е. сторонников возврата к чистоте восточного обряда в униатской Церкви. Многие из преследуемых униатских священников перебрались из Галиции на Холмщину, где стали православными священниками.

Когда на Украине в 1833г. православным вернули Почаевский монастырь, отнятый у них сто лет назад, из Галиции, Закарпатья и других земель туда потянулись тысячи паломников. В восточной Галиции все попытки вернуться к Православию уничтожались в зародыше австро-венгерским правительством. Несмотря на это, среди молодежи развернулось проповедническое движение. Молодые люди, преимущественно выходцы из деревень, нелегально переходили границу с Российской империей и отправлялись на теологические курсы в Житомире и Киеве. После их окончания они возвращались в родные края и начинали проповедовать Православную Веру. Австрийские власти, подстрекаемые фанатичными католическими и униатскими священниками, чрезвычайно жестоко расправлялись с молодыми людьми. Но это не пугало борцов за дело Православия. Только война, начавшаяся в 1914г., прервала это движение.

В преддверии I мировой войны репрессии против православных и сочувствующих Православию в Галиции и Закарпатье усилились. Были спровоцированы громкие политические процессы в Черновцах, на Буковине и в Закарпатье, во Львове. Венгры безжалостно издевались над православными гуцульскими крестьянами, сотнями бросали их в тюрьмы. Подлинную бойню устроили австрийские власти в начале войны 1914г. Каждый православный, будь то старик, взрослый или ребенок, расстреливался на месте без суда и следствия. Концлагеря в местностях Телергоф и Терезиенштадт были переполнены не только православными, но даже „подозреваемыми в склонности к Православию". На эти муки люди обрекались чаще всего по доносам фанатичных униатских и католических священников. В лагерях погибли тысячи людей, погибли безвинно, как мученики за Православную Веру.

Кроме того, во многих городах Галиции и Закарпатья устраивались публичные экзекуции православных священников и верующих. Мученической смертью погиб о.Максим Сандович. Немецкий офицер застрелил его на глазах жены, малолетнего сына, матери и отца. Убитый о.Максим был причислен к святым мученикам Польской Автокефальной Православной Церковью 7 июня 1994г. День его поминовения Церковью - 6 сентября (24 августа по старому стилю).

К сожалению, этот кровавый путь мучений и преследований не завершился с окончанием войны в 1918г. Власти II Речи Посполитой от каждого униатского священника, возвращающегося из концлагеря или из эмиграции требовали подписать дискриминационное заявление, что он o„обязуется вместе с епископом работать над усилением католического духа, что он будет верным Святому Отцу..." и т.д. Что ж, католическая иерархия всегда считала православных „схизматиками-язычниками", а униатов - „полуязычниками" .

Возвращаясь ко временам войны 1914-1918гг., можно вспомнить, что несколько лет принадлежности Галиции к Российской империи вследствие известной операции генерала Брусилова и разгрома австро-венгерской армии (1915-1917) стали счастливым, но коротким эпизодом в жизни галицийских униатов, когда они массово и добровольно, десятками тысяч, присоединялись к Православной Церкви. Это движение было настолько всенародным, что появилась необходимость создания епархии во главе с епископами Антонием и Евлогием.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100