Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XXV. Заключение

Версия для печати

Начиная с XI века и до нынешних времен, то есть около 900 лет с небольшими перерывами, Польша была, есть и - как следует из сегодняшних действий папской курии и польского епископата - будет „плацдармом" католической экспансии на Восток. Правительство II Речи Посполитой придавало огромнейшее значение искоренению Православия через обращение его приверженцев в католичество или униатство.

В 1925г. было подписано соглашение между Ватиканом и польским правительством, в котором, между прочим, подчеркивалось, что Польша гарантирует униатскому духовенству " оплату его труда, но обязывает приносить присягу на верность Польше. Вместе с тем, униаты были лишены права проводить миссионерскую деятельность, чтобы не создавать конкуренцию римско-католическим миссионерам. Это очевидное отсутствие доверия к униатам, однако, было компенсировано. Уже в 1925г. униатских миссионеров стал готовить Восточный институт при Люблинском католическом университете, а в Дубне на Волыни - семинария. В Альбертине, возле Слонима, в противовес православным Жировичам иезуиты основали униатский монастырь, а также школу миссионеров. Для обмана и привлечения православных они носили длинные бороды, одевались как православные священники, при богослужении использовали церковно-славянский язык, а при общении с людьми - языки русский и белорусский. Но несмотря на эти ухищрения, православные не дали себя обмануть - результаты были минимальные.

Хотя деятельность униатских миссий в Беларуси не была плодотворной, известны случаи отступничества православных от веры отцов. В 1925г. православный архимандрит П.Морозов перешел в униатство, но через полтора года осознал свою ошибку и возвратился в лоно Православной Церкви. В письме римско-католическому епископу Виленскому Р. Яблжиковскому он писал: „...Использование для католической пропаганды священников, отторгнутых от Православия, как отбросы, использование их только потому, что они на все согласны и с удовольствием могут чернить Православие, свидетельствует о том, что католическая иерархия не только не хочет засыпать вырытую человеческими руками пропасть между Церквами, но и углубляет ее с помощью наемников. На то воля Божия есть, чтобы Православная Церковь была и далее отделена от католической, сохраняла свои исконные ценности до того времени, пока католическая Церковь не будет готова к евангельскому объединению с Церковью Православной." Ватикан, однако, не переставал оказывать давление на Польшу и в 1932г. польское правительство приняло тайное решение: "задача обращения Востока в католичество, так же, как и в прошлые столетия, остается и далее . „исторической миссией" польского государства". Принудительное обращение православных в католичество и униатство усилилось. Хотя результаты этих усилий и были невелики, оддействительностью" (1989г.) писала: „Далеко идущий план Ватикана по созданию унии, сорвал ся, а сложности, с этим связанные, пришлись на долю Польши. Уния представляла собой источник конфессиональных и политических конфликтов. Она также не осуществила надежду объединить русские народы с католической Церковью и Польским государством".

К сожалению, к таким или подобным выводам приходят далеко не все историки в Польше, в Беларуси, и особенно - в западной Украине.

В послевоенной Польше уния пребывала в остаточном виде среди украинского меньшинства и совершенно отсутствовала в среде меньшинства белорусского. В Галиции и в Подолье незадолго до второй мировой войны униатское духовенство разделилось на два лагеря: один - с православной ориентацией („восточники"), второй - прокатолический („западники").

„Восточники" стремились очистить униатскую Церковь от римско-католического влияния, сблизить униатские обряды с православными. Они издали даже православные „Служебник" и „Литургикон". Во главе „восточников" выступил профессор Гавриил Костельник, за что и был изгнан из униатской академии. В то же время „западниками" беззастенчиво руководили базилиане, направляя их к полному объединению с католиками.

По инициативе униатов восточной ориентации при опоре на большинство прихожан и под руководством профессора Г.Костельника 8-10 марта 1946г. во Львове был созван собор. В нем участвовали два униатских епископа, 214 священников и 19 светских лиц, приверженцев униатской Церкви. Подводя итог дискуссии, профессор Г.Костельник сказал: ,На соборе делегаты не привели ни одного аргумента против нашего объединения с Православной Церковью". Собор единогласно постановил лишить силы решения Брестского униатского собора 1596г., ликвидировать унию, порвать отношения с Ватиканом и возвратиться к родной Православной Вере, объединившись с Русской Православной Церковью.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I благословил решения Львовского Собора и принял униатов в лоно Православной Церкви. Не подлежит сомнению, что более 690 униатских священников и очень многие деятели униатской Церкви искренне и без какого-либо принуждения желали вернуться к Православию. К сожалению, это движение было грубейшим образом использовано сталинской политикой. Опекать собор взялся МГБ, который не был особенно разборчив в средствах: старался к искренне желающим объединиться с Православной Церковью принудительно присоединить как можно больше униатов. Эти „старания" сильно мешали делу - в результате часть духовенства и верующих прислушались к аргументации „западников" и украинского подполья. В постановлении Львовского собора от 8-10.03.1946 последние увидели угрозу для своего существования и объявили сторонникам собора войну. Среди жертв конфликта было много духовных лиц и светских деятелей, в том числе и убитый из-за угла профессор Г.Костельник. Уния защищалась не молитвой, а братоубийственными пулями.

После 1989г., особенно после получения Украиной независимости, началось возвращение многих бывших униатов в униатскую Церковь. Большое число иерархов и священников, бывших униатов, отреклось от Православия. Многие из них, выйдя из подполья или возвращаясь из изгнания, дали волю эмоциям и обвинили православное духовенство в сотрудничестве с советской властью и органами госбезопасности. Возникло большое количество униатских приходов, особенно на территории бывшей Галиции и Закарпатья. Пока слишком рано говорить, является ли возвращение к унии устойчивым процессом или это временная реакция на жестокий террор (ссылки в концлагеря в Сибирь, преследования органами безопасности и местной советской администрацией), жертвами которого стало как униатское духовенство, так и католическое и православное, а также церковные активисты в 1939-1941 и 1944-1964гг. Нельзя, однако, обойти молчанием тот факт, что возникновение многих униатских приходов было результатом применения силы фанатичными военизированными группами. Многих заставили перейти в униатство против их воли.

С величайшим сожалением следует сказать о том, что некоторые униатские деятели и теперь обвиняют Православную Церковь, великую мученицу большевизма, во всех преступлениях советского режима. Таким образом, им удается вносить разлад в украинскую общественность, вербуя сторонников для достижения главной цели - уничтожения Православия и подчинения украинского народа духовной власти Ватикана.

Попытки возрождения унии в Беларуси не столь эффективны. Возникло 12 униатских общин, некоторые из них состоят из 5-7 человек. Это, преимущественно, новообращенные, до недавнего времени некрещеные, еще несколько лет назад активные комсомольские и партийные деятели, атеисты, блуждающие и не находящие себе места в новых условиях. Вырастет ли на этой основе белорусская униатская Церковь - судить трудно. Однако Святая Конгрегация по делам восточных Церквей в Ватикане не щадит усилий, чтобы основать такую структуру. Для этого она назначила в 1994г. о.Сергия Хайка своим инспектором по делам греко-католиков в Беларуси.

В 370 годовщину гибели Иосафата Кунцевича польский католический епископат при участии униатского епископа отслужил особую панихиду. А для православных Иосафат Кунцевич остался их преследователем. Папа Иоанн Павел II объявил территорию бывшего СССР „миссионерским пространством" римско-католической Церкви. Таким образом, Ватикан не отказался от своих притязаний, игнорируя существование Православной Церкви. Для православных это очередная попытка уничтожить их веру, то, что для них свято, новая попытка религиозного и национального подчинения. Эти опасения подкрепляются выступлениями некоторых католических епископов, мнениями и исторически и политически безосновательными, оскорбляющими чувства православных. Но мы, православные, верим в то, что наши братья-католики вернутся к „первой любви" (Откр.2:4).

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100