Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)

Версия для печати

1

Когда великий Константин принял от Христа царство, и вера христианская стала с тех пор все больше расти и распространяться повсюду, и превратилось Римское царство из ветхого Рима в Константинов град, тогда последовали семь святых Вселенских Соборов. На этих семи соборах был и папа великого старого Рима, либо сам в этом чине приходивший, либо присылавший епископов своих. И имели святые Церкви между собой единство и общение - одно и то же проповедовали, одно и то же мыслили. А затем заняли старый Рим немцы и завладели землей той. И вскоре старые мужи правоверные, которые хранили закон Христов и святых апостолов и святых отцов и держались его, скончались. После же их смерти молодые, нестойкие поддались прелести немецкой и впали в различные многочисленные заблуждения, запрещенные и осужденные Божественным законом. И из-за этих заблуждений явно в иудейство впали, и когда вопреки многочисленным увещеваниям и советам других Церквей не захотели оставить творимое ими зло, то отвержены были от нас. Евангелие же их, как доброе и поклоняемое, почитается в великой Церкви, но почитается для обличения и к стыду их, ибо не живут они так, как оно велит.

1. Так как на опресноках служат и вкушают их, что по-иудейски. Христос ведь не указал этого, но указал совершать Таинство святое не на опресноках, а на хлебе настоящем и кислом (отступление к иудаизму, в котором также используется пресный хлеб - Ред.).

2. Так как бреют бороды свои бритвой, что отступлением является от закона Моисеева и евангельского.

3. Так как на святой Литургии, во время причащения, один из служащих, вкусив опресноки, целует остальных. Но этого Христос не завещал, не говорил: „Прими и ешь, и целуй остальных", но сказал: „Примите и ядите".

4. Так как на святой службе не совершают ни Великого, ни Малого Входа, а службу совершают не в алтаре, а во всей церкви, три, и четыре, и пять раз в день, а гррбы их - в алтарях.

5. Так как в святом Правиле, говоря: „Верую в единого Бога", к этому злое прибавление делают, зло и неразумно мысля. Ибо святые отцы написали так: „И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго"; а эти особо прибавили: „иже от Отца и от Сына", что есть зловерие великое и приводит к иудейству и к савелианской ереси. (Суть савелианства в слиянии двух божественных ипостасей, Бога-Отца и Бога-Сына, в одну; иудаизм же вовсе не признает троичность Бога. - Ред.). Ибо так прибавляя, отступают они от веры святых отцев первого и второго Соборов и от того слова Христова, которое он сказал ученикам о приходе Святого Духа. Как евангелист Иоанн пишет, так сказал: „Когда же придет Утешитель, Дух истины, который от Отца исходит, то научит вас всякой правде". Не сказал ведь Христос: „который и от Сына" - это они прибавили. Зловерие это и ересь великая.

6. Так как в святой Литургии говорят: „Един свят, един Господь со святым Духом". Этого они ни от святых отцов, ни от святых апостолов не восприняли. Мы же так говорим: „Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь". Те же новое добавили: „со святым Духом", но этого святые отцы не говорили.

7. Так как изменили слова святого апостола Павла, говорившего следующее: „малая закваска все тесто квасит". А те так говорят: „малая закваска все тесто тлит". Да знайте, латиняне, что лжете в этом: ведь закваска, вложенная в тесто, то есть в муку, еще больше его увеличивает и заквашивает, и великое делает, а не растапливает, не тлит (что означает: губит, убивает). Стыдятся они того, что причащаются и служат на опресноках, и поэтому переменили слово апостольское и вместо „квасит" написали „тлит".

8. Так как запрещают жениться диаконам, которые хотят стать попами, а женатых попов не хотят ни ставить, ни причащаться от них. Но то первый святой Собор велел: ставить иподиаконов, и диаконов, и священников, которые первым законным браком женились, и на девицах, а не на вдовах или разведенных. Ведь и апостол Павел провозгласил это: „честен брак и ложе непорочно". Христос ведь благословил брак, и апостолы также его почтили, и святые отцы приняли его, и те, кто его не принимают, противятся правой вере.

9. Так как двух сестер мужья в жены берут: женятся на первой, а после ее смерти сестру ее берут.

10. Так как епископы носят перстень на руке, как будто Церковь в жены взяв. Этого не велели ни Христос, ни святые апостолы, любящие простое смирение во всем.

11. Так как на войну ходят епископы и попы, и руки свои кровью оскверняют, чего Христос не повелел.

12. Так как епископы их женятся, а попы их наложниц держат, живя с ними, и если куда идут, то там и женятся, и детей заводят и служат беспрепятственно.

13. Так как хранят субботу и постятся в этот день. А это по-иудейски, ибо Христос это как зло уничтожил, и святые апостолы, и святые отцы также не разрешили, написав, что „если какойнибудь христианин постится в субботу, кроме Великой Субботы, да будет он проклят".

14. Так как в первое воскресенье Святого Поста совершают и мясопуст и маслопуст вместе, а потом опять, попостившись в субботу, и в воскресенье едят яйца, и сыр, и молоко.

15. Так как едят удавленину и мертвечину, чего даже иудеи не делают. Это запрещено и Моисеевым законом и евангельским, и у святых апостолов, в правилах их, явно возбраняется.

16. Так как нечисто есть запрещенных животных, [а они] ведь едят и черепаху нечистую, называя ее курицей.

17. Так как нечисто для чернецов их есть сало свиное, которое с кожей. Ведь епископы их повелевают и другое мясо чернецам есть, если повелят, - а это запрещено.

18. [опущено за резкостью высказывания - Ред.] 19. Так как едят с псами в одном сосуде - сами едят, а остатки отдают псам - пусть полижут. А потом сами едят, если хотят.

20. Так как не считают святыми святых и великих отцов наших и учителей, архиереев; говорю о Василии Великом, и Григории Богослове, и Златоусте. И учения их не принимают из-за высоты их и из-за жестокотрудного и добродетельного жития их.

21. Так как при святом крещении крестятся в одно погружение, говоря: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа", что неверно - как иудейское крещение или даже арианское. Не крестятся они в три погружения, три имени называя; не почитают единочтимо, единое л авнр и единосущно Отца и Сына и Святого Духа. Не триипостасное Божество исповедают, а, как еретик Савелий, единоипостасное, но триименное - он ведь говорил: „Один Отец есть, называется Отец и Сын и Святой Дух". Православная же вера три ипостаси исповедует и проповедует совершенную, и присносущную, единославную, сопрестольную [Троицу] в едином Божестве нераздельно почитаемую.

22. Так как крещаемому ими сыплют соль в рот (суеверие, народное средство против чародейства, встречается в обрядах многих народов Европы. - Ред.), и не называют епископы и попы при крещении именем святого или святой, но как мать назовет, таким именем и крестят, а не так как святые отцы установили.

23. Так как не хотят мощам святым поклоняться, а некоторые из них и иконам святым, что есть ересь Гноеименитого (византийский император Константин V Копроним (745-775) - ярый иконоборец. - Ред.) и тех проклятых, которые иконы пожгли.

24. Так как изображения святых икон пишут на мраморе и на полу церковном, и не почитают их, а попирают ногами, и не только миряне, но и попы, и монахи их.

25. Так как не отделяют святого от скверного, не почитают особо алтаря святого, что восприняли мы и чему научились от святых. Мы притвор и паперть иным образом используем, и в них и простой чади, и женщинам стоять велим, во внутренней же церкви уже некоторых из книжников ставим, а в верхней части - лучших из книжников. В святом же алтаре во время святой Литургии - только архиереи, и священники, и диаконы, и иподиаконы. А те святой алтарь так же используют, как и притвор.

26. Об этой древней, божественной и святой службе [Литургии] богоотец Давид, Духом Святым прозрев, сказал: „Ты священник во век по чину Мелхиседекову". Когда великий праотец Авраам, Бога познавший, освободил Лота, племянника своего, от Ходоллгомора царя и царей, бывших с ним, и возвращался он с битвы в долину Савину (а это была долина царей), то Мелхиседек, царь Салимский, бывший священником Бога Всевышнего, вынес хлеб и вино, и благословил Авраама, и сказал: „Благословен Авраам от Бога Всевышнего, который создал небо и землю, и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои". И подал тогда хлеб и вино ему и бывшим с ним домочадцам, всем тремстам восемнадцати, предвосхищая эту святую и благодатную службу Господа нашего Иисуса Христа. Слышите ли, латиняне, что не опресноки с вином растворенным вынес Мелхиседек, святой первый священник Бога Всевышнего, когда благословил великого Авраама, отцов начальника, но хлеб вынес на закваске замешенный. Поэтому пророк Давид и сказал: „Ты священник во век по чину Мелхиседекову". Богу же нашему слава.


  1. Пребывал на Киевской кафедре в 1062-1073гг. - Прим. ред.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100