Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

IV. Преследование православных перед брестской унией

Версия для печати

Владислав-Ягайло выпустил ряд указов, которые под угрозой физической расправы и лишения всех прав и имущества вынуждали православных переходить в католичество (особенно это касалось литовского, белорусского и украинского дворянства). В 1387г. он основал в Вильне католическую епархию и отдал в ее владение почти половину города и 60 больших деревень. Тем самым король сделал католического епископа самым богатым после князя человеком в Великом Княжестве Литовском. Ягайло построил и богато украсил ряд кафедральных костелов, особенно в тех местах, где вообще не было католиков. Он освободил католическое духовенство, всех подданных-католиков и их владения от обязательств перед светской властью, от всех повинностей. Так были созданы привилегии для католической церкви и ее приверженцев.

Первыми католическими священниками в Великом Княжестве Литовском были исключительно польские князья, привлеченные большими материальными благами и соблазнами папской курии. Вот почему белорусы, украинцы и русские восприняли католичество как польскую веру. Любое сопротивление католицизации приобретало форму освободительной борьбы против польских захватчиков, являлось защитой родной православной веры и свободы Отечества. До сих пор эта проблема не потеряла своей актуальности. Сопротивление католицизации привело к кровавой гражданской войне, продолжавшейся 10 лет, поводом для которой послужило династическое соперничество между Кейстутовичами и Ольгердовичами. В ней приняли активное участие крестоносцы и поляки, что еще больше усугубило враждебность православных по отношению к католичеству. Враждебность эта была глубокой и сильной, поскольку Ягайло и его двоюродный брат Витовт неустанно предпринимали все возможные действия по обращению православных в католичество. Таким действиям сопутствовали все более и более жестокие преследования тех, кто оставался верным исповеданию отцов. Витовт пытался склонить к отходу от православия митрополита Киевского и Всея Руси Григория Цамблака. С этой целью он послал его во главе внушительного кортежа на Собор в Констанце (1418г.), где наряду с другими, поднимался вопрос об объединении Православной и Римско-католической Церквей. Митрополит Григорий был против какой бы то ни было унии или признания власти папы, за что после возвращения был удален Витовтом с митрополичьей кафедры и изгнан из страны.

Папа римский не только побуждал Витовта и Ягайло, но и прямо принуждал их к борьбе с православием, давая подробнейшие рекомендации, как поступать с противящимися. В 1429г. папа Мартин V предлагал сопротивляющихся „еретиков" (т.е. православных) таким способом призвать „к порядку": „Если они упорствуют в своих заблуждения, мы даем тебе свободу и власть от Нашего Апостольского Имени, приходить с оружием в их города, городки, деревни и околицы, брать их в неволю и, согласно каноническим правилам, преследовать еретиков вплоть до их уничтожения..., что не может быть названо преступлением, поскольку делается в защиту католической веры". Трудно, таким образом, дивиться тому, что после смерти Витовта в Великом Княжестве Литовском вновь разгорелся конфликт между католиками и православными. Первых, во главе которых стоял Сигизмунд Кейстутович, поддерживали поляки, а православные под знаменами колеблющегося и недальновидного Свидригайло Ольгердовича должны были надеяться только на собственные силы, поскольку ни гибнущая под ударами турков Византийская империя, ни находящееся под татарами Московское Княжество не были в состоянии прийти им на помощь. Наемники-крестоносцы обычно неохотно выступали против католиков. В результате на побежденных православных обрушилась новая лавина преследований.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100