Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

X. Базилиане

Версия для печати

Митрополиту Потею всегда были близки иезуиты, их девиз „цель оправдывает средства", жестокая военная муштра, неугасающая враждебность по отношению к некатоликам, безграничная преданность ордену. И вот главный униат начал мечтать о создании подобного униатского ордена. Горячего и преданного сторонника своей идеи митрополит нашел в лице Ивана Иосифа Велиамина Рутского, перебежчика из протестантизма и православия в католичество, воспитанника римской униатской коллегии, а позже - епископа и ректора виленской униатской коллегии. Руководствуясь иезуитскими образцами,, они основали первый униатский орден базилиан с такой же системой военной дисциплины, густой сетью школ, которые позволили бы воспитывать из православной молодежи фанатичных униатов. Главной целью деятельности базилиан было обращение православных в униатство и разрушение Православной Церкви 1. После смерти Потея папская курия назначила Рутского генералом базилиан, а также возвела его в сан униатского митрополита. Почти все православные монастыри Рутский превратил в базилианские, в том числе и Супрасльскую Лавру. Папа Урбан III в специальном благодарственном письме хвалил Рутского за „обращение в святую унию около двух миллионов схизматиков". За полтора века своей деятельности базилиане вместе со своими старшими братьями иезуитами завладели Беларусью и почти целиком обратили ее в униатскую веру. Накануне первого раздела Речи Посполитой во владении базилиан находилось около 150 монастырей, при большей части которых действовали школы и типографии. Деятельность базилиан отличалась ненавистью к Православию и необыкновенной жадностью. В то время на базилиан работало более 20 тысяч крепостных крестьянских семейств. Базилиане также славились тем, что бесчеловечно обращались со своими подданными и беспощадно их обирали. Примером может служить то, что из фольварков, принадлежавших Супральской Лавре, в начале XVIII века сбежало больше половины крестьян. В базилианских монастырях находилось много римско-католических монахов. Именно они навязывали базилианам латинские обряды, польский язык в повседневном общении и польские обычаи. После 1773 года, когда в Речи Посполитой был упразднен иезуитский орден, почти все иезуиты перебрались в базилианские монастыри и по сути превратили их из базилианских в иезуитские.

Рутский использовал все самые недозволенные приемы, чтобы исключить из общественной жизни православное духовенство. Он писал ложные доносы на православных священников, братства и светских деятелей, обвиняя их в антиправительственных заговорах, в государственной измене, оскорблении чести и достоинства короля и т.д. За подобные преступления грозила смерть или пожизненное заключение. Рутский написал бесчисленное множество посланий, брошюр, в которых всеми способами поливал грязью Православие, стремясь дискредитировать его канонические основы. Православных он не считал за людей. Во время его властвования Православная Церковь на Украине и Беларуси, а также на Подлясьи переживала самые тяжелые времена. Когда в 1637г. он скончался, все, даже сами униаты, сочли его смерть милостью Божией.


  1. Орден базилиан, кощунственно присвоивший себе имя святого Василия Великого, был ударной силой униатства. В любопытном документе, озаглавленном „Выдержка из уставов чина святого Василия Великого", изданном в ограниченном количестве для узкого круга базилиан, говорится буквально следующее: „Целью этого общества является сохранение католической веры у одних, распространение ее среди других,... соединение русского народа с римской церковью и обеспечение русских католических епископов учеными, трудолюбивыми и искренне преданными помощниками." - Прим. ред.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100