Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Брестская уния 1596 года
Николай ГАЙДУК

Быстрый переход:
Предисловие
I. Нарушение единства Церкви в древности
II. Папство и Русь
III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках
IV. Преследование православных перед брестской унией
V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве
VI. Причины Брестской унии
VII. Подготовка и заключение унии
VIII. Собор в Бресте
IX. Реализация унии
X. Базилиане
XI. Иосафат Кунцевич
XII. Попытки защиты от унии
XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
XIV. Положение Православной Церкви после 1632 года
XV. Деятельность митрополита Петра Могилы и св. Афанасия Брестского
XVI. Политические результаты Брестской унии
XVII. Положение после 1648 года
XVIII. Разрушительные результаты унии
XIX. Св. Георгий конисский
XX. Период четырехлетнего сейма и Пинской конгрегации
XXI. Борьба униатов за существование униатской церкви и возвращение к Православию
XXII. Деятельность архиепископа Иосифа Семашко и возвращение униатов в лоно Православной Церкви в Беларуси и на Украине
XXIII. Судьбы униатов в Австрии
XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой
XXV. Заключение
Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)
Содержание

XI. Иосафат Кунцевич

Версия для печати

Иосафат Кунцевич был воспитанником Потея и Рутского, слепо преданным унии. Он происходил из набожной православной мещанской семьи из Владимира Волынского. Во время обучения в православной школе братства в Вильне Иосафата переманили в иезуитскую коллегию. Он был очень способным, но неустойчивым в вере юношей и под влиянием иезуитов перешел в униатство. Опекуны рекомендовали его Потею, тот взял его в ученики и вместе с Рутским начал формировать из него униатского деятеля. Юноша был очень податлив и вскоре стал активным пропагандистом унии. После пострижения его самим Потеем в монашество он сразу был поставлен настоятелем нескольких монастырей и, как часто бывает с новообращенными, превратился в заклятого врага Православия и фанатика-униата. Уже с первых лет деятельности его возненавидели и православные, и католики, окрестив его „душехватом".

Несмотря на это, Рутский подталкивал Иосафата к еще более жестоким действиям. Он возвел его в сан полоцкого архиепископа, отдав ему северо-восточную часть Беларуси с Полоцком, Витебском, Оршей, Могилевом. Кунцевич с небывалой жестокостью набросился на живущих на этих землях православных: устраивал погромы, опечатывал церкви и силой загонял православных в униатство. В ответ жители Могилева взялись за оружие, так же поступили жители Орши. В свою очередь Кунцевич засыпал короля доносами, пока в конце концов не добился прибытия _ войска для усмирения непокорных. Преследование православных усилилось. Подобные действия вызвали во всей стране недовольство Иосафатом.

В 1620г. волынский посол Лаврентий Древинский на варшавском сейме провозгласил в присутствии короля: „Уже в больших городах церкви запечатаны, имения церковные расхищены, в монастырях нет монахов - там скот запирают, дети без крещения умирают, тела умерших без церковного обряда из городов, как падаль, выво зят, мужи с женами живут без брачного благо Словения, народ умирает без исповеди, без при чащения. Неужели это не самому Богу обида, и неужели Бог не будет за это мстителемг Не говоря о других городах, скажу что во Львове де лается: кто не униат, тот в городе жить, тор говатъ и в ремесленные цехи принят быть не может; мертвое тело погребать, к больному с Тайнами Христовыми открыто идти нельзя. В Вилъне, когда хотят погребсти тело православ ного, то должны вывозить его в те ворота, в которые одну нечистоту городскую вывозят. Монахов православных ловят на вольной дороге, бьют и в тюрьмы бросают. В чины гражданские людей достойных и ученых не производят пото му только, что они не униаты; простаками и невежами места наполняют в поношение стра не нашей". Король выслушал все это с каменным спокойствием и не принял решения, которое могло бы усмирить бесчинства униатов.

Ни король Сигизмунд III Ваза, ни его чиновники не реагировали на жалобы белорусского и украинского дворянства, в которых детально описывались злодейства Кунцевича: ,Полоцкий епископ в этом году умышленно приказал жителям города для пущего издевательства извлекать из могил покойников (православных), недавно погребенных на кладбище, и бросать их на съедение псам". Что ж, Кунцевич прекрасно знал, что у него есть высокопоставленные защитники в лице короля и митрополита и творил все, что ему заблагорассудится. Он даже стал цинично домогаться от канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги помощи в истреблении православия. Но Сапега, несмотря на то, что был новоиспеченным католиком и заядлым сторонником унии, очень резко осудил полоцкого архиепископа, его жестокость и превышение полномочий: „Ваша святость, как ты ее понимаешь, позволяет вам грабить схизматов и отрубать им головы. Евангелие же учит совер шенно иным вещам. Эта уния вызвала огромные несчастья.... Уния не принесла радости, а только несогласие, ссоры, беспорядки. Было бы намного лучше, чтобы она никогда не имела места среди нас.... Мы опасаемся, как бы эта уния не стала причиной твоей и нашей погибели...".

Такое послание направил канцлер, который сам стоял у истоков унии, рьяному униатскому неофиту. Кунцевич очень резко отреагировал на замечания Сапеги. Разозлившись, он схватился за перо и написал на Сапегу доносы королю и папе римскому. А через несколько дней отправился в Витебск и там вместе с воинами личной охраны начал громить православные церкви и часовни, избивать православных священников, издеваться над православными горожанами. Православные после этого построили временные часовни на лугах над Двиной. Но и там до них добрались слуги Кунцевича. Жители Витебска, доведенные до крайности, взялись за камни, колья, и 12 ноября 1623г. разогнали охранников епископа, ворвались в его дворец, нашли его в укрытии, убили, а труп бросили в Двину.

Король учинил кровавую расправу с витебчанами. Он лишил город магдебургского права, велел сравнять с землей православную церковь в Центре города и на ее месте за счет горожан построить униатскую; около 100 горожан были приговорены к смерти через отсечение головы, но 80-ти вовремя удалось бежать. Позже останки Иосафата с большой помпой были привезены в Рим. В настоящее время они находятся в базилике св.Петра возле реликвий отцов Церкви. Нынешний папа Иоанн Павел II прославляет Кунцевича как „апостола объединения".

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100