Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

История римской церкви (1054-1517 гг.)
Евграф Смирнов

Быстрый переход:
ГЛАВА I
ГЛАВА II
  § 17. Борьба пап с государями за преобладание в делах светских
  § 18. Постепенный упадок папского могущества
  § 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах
  § 20. Западное монашество в XI-XV веках
ГЛАВА III
  § 22. Состояние нравственно-религиозной жизни в римской церкви
ГЛАВА IV
  § 24. Новые догматы в римской церкви
  § 25. Секты в римской церкви в XI-XV
ГЛАВА V
  § 27. Виклеф, Гусс и Саванаролла
Содержание

§ 18. Постепенный упадок папского могущества

Версия для печати

После столетней упорной борьбы с враждебным императорским домом Гогенштауфенов папство одержало над ним полную победу, но эта победа была началом падения самого папства. Карл Анжуйский, обязанный своим владычеством над Неаполем и Сицилиею папам и надававший им много обещаний, стремился теперь занять в Италии то же положение, какое занимали германские императоры. Папы должны были употреблять все усилия, чтобы ослабить его власть.1 Несмотря на это, Карл успел приобрести такое значение в Италии, что в 1281 году настоял на избрании преданного ему папы Мартина IV (1281-1285 г.). Но гораздо опаснее для папства был другой противник его, выступивший в это время, французский король Филипп Красивый (1285-1315 г.). Этот отвергал в самом приниципе установившееся было за папами право вмешиваться в светские дела других государств и постарался нанести папскому всемогуществу, в лице Вонифация VIII (1294-1303 г.), первый жестокий удар. Филипп Красивый вел войну с английским королем Эдуардом I. Бонифаций, по обычаю прежних времен, предложил свое посредничество. Филипп, не желал вмешательства папы, отверг его предложение. Уже это одно сильно раздражало Бонифация. Но еще в большее раздражение пришел он, когда Филипп, для покрытия военных издержек, обложил податями французское духовенство. Папа решился своею властью остановить короля. В 1296 г. он издал буллу, в которой, не называя, впрочем, Филиппа по имени, угрожал отлучением от церкви всем мирянам, налагающим подати на духовенство и всем духовным, платящим подати. Филипп отвечал на буллу запрещением вывозить из Франции драгоценные металлы. Так как, вследствие такого распоряжения, папа терял свои доходы во Франции, то он должен был уступить. Булла была объяснена им таким образом, что духовенству не запрещается делать добровольные пожертвования на нужды государства. Примирение между папою и королем на время состоялось; Филипп принял даже предложение папы о посредничестве. Но, когда Бонифаций, в своей роли третейского судьи начал поддерживать английского короля, враждебные отношения между ним и Филиппом начались снова. Вскоре вражда перешла в борьбу на жизнь и смерть. В 1301 году Бонифаций отправил к Филиппу легатом одного французского епископа, который так дерзко объяснялся с королем, что тот приказал арестовал его, не обращая внимания на требование папы передать это дело ему на суд. Такой поступок Филиппа привел папу в величайший гнев; он немедленно написал ему такого рода письмо: "Бойся Бога и сохраняй Его заповеди. Желаем, чтобы ты знал, что в духовных и временных делах ты подчинен нам... Думающих иначе мы считаем еретиками". В то же время он послал другое письмо, в котором приглашал Филиппа с французским духовенством прибыть в Рим или лично, или прислать уполномоченных для объяснений по делам французского государства. Но Филипп, сжегши оба папские письма, отвечал ему таким образом: "Да знает твоя величайшая глупость, что во временных делах мы не подчинены никому... Думающих иначе мы считаем безумными". Затем, чтобы заинтересовать в борьбе с папою всю французскую нацию, Филипп созвал в 1302 году депутатов от всех сословий государства, которые также высказались против папы и торжественно заявили, что король получил корону непосредственно от Бога, а не от папы. С этим согласилось и французское духовенство. Бонифаций отвечал на это собором в Риме, осудившем действия французов, и знаменитого буллою Unam sanctam (начальные слова), в которой заявил с полною определенностью теократическую систему Григория VII. Он говорил: Христос вручил церкви два меча, символ двух властей -духовной и светской. И та, и другая власть установлены на пользу церкви. Духовная власть находится в руках, папы, а светская в руках королей. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с пользою служить церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть судима властью духовною; духовная же власть ни от кого не судится. Отделять светскую власть от духовной и признавать ее самостоятельною значит вводить дуалистическую ересь-манихейство; напротив, признавать за папою всю полноту духовной и светской власти значит признавать необходимый догмат веры. На эту буллу Филипп отвечал новым собранием представителей государства, на котором юрист Вильгельм Ногаре обвинял папу в разных преступлениях и предложил уполномочить короля, арестовать его для суда. Бонифаций не выдержал более: в 1303 г. он проклял Филиппа, наложил на Францию интердикт и отрешил все французское духовенство. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юристы обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, даже не существовавших, напр., в волшебстве, вследствие чего решено было немедленно собрать вселенский собор в Лионе для суда над папою и для оправдания короля. Между тем Вильгельму Ногаре поручено было арестовать Бонифация и представить на собор. Ногаре отправился в Италию; к нему присоединился еще один давний враг папы, кардинал из фамилии Колонна, изгнанный Бонифацием при вступлении на папство. Посланные нашли папу в городке Ананьи. Чтобы обезоружить своих врагов, он встретил их, сидя на престоле и в полном папском облачении. Но те, не обратив на это внимания, арестовали папу в его же доме и так грубо и жестоко обращались с ним, что он, освобожденный через три дня жителями Ананьи, по возвращении в Рим, сошел с ума вскоре умер (1303 г.).

Преемник Бонифация, Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал слишком круто, старался примириться с Франциею; но он через восемь месяцев умер (1304 г.). При выборе нового папы кардиналы разделились: кардиналы, преданные французским интересам, желали видеть на папском престоле француза, преданные же интересам бонифациева папства желали видеть на престоле итальянца. Партия французская, наконец, взяла перевес, - вы-бран был папою архиепископ бордосский Бертран, принявший имя Климента V (1305-1314 г.). Филипп Красивый, без сомнения имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относителено него, осудить Бонифация и уничтожить орден тамплиеров Опасаясь встретить неприятности в Реме за свою уступчивость Франции, Климент решился остаться во Франции навсегда, вызвал туда кардиналов и в 1309 г. утвердил свое местопребывание в Авиньене. Здесь папы находились до 1377 г., и это почти семидесятилетнее пребывание их в Авиньене известно в истории под именем авиньенского пленения пап. Авиньенские папы, начиная с Климента V, стали,

в полную зависимость от французских королей и действовали под их влиянием; в то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние. При всем том и авиньенские папы стремились играть роль всемирных повелителей, если не во Франции, то в других государствах. Но это им не удавалось. Сознание независимости светской власти от духовной созрело уже повсюду. Вслед за Франциею выступила с протестами против папских притязаний Германия. Напрасно папы посылали туда отлучения и интердикты, - на них никто не обращал внимания. В 1338 г. германский император Людовик Баварский, герцоги и курфирсты решились даже торжественным актом засвидетельствовать независимость светской власти от духовной; на одном собрании, заявив, что папские притязания на распоряжение императорскою короною незаконны, они решили на будущее время при избрании императора обходиться без папского утверждения. То же самое проведено было и в золотой булле (1356 г.) императора Карла IV. Англия, находившаяся со времен Иоанна Безземельнаго в полном порабощении папам, во время авиньенского пленения пап, также мало-помалу освободилась от их влияния. При Эдураде III (1327-1377 г.) прекращена была ленная подать папам и отменена апелляция в Рим. Даже в Италии власть пап значительно упала. В церковной области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за совершенное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньене, и потому приглашали возвратиться их в Рим. Это понимали и сами папы. Григорий IX (1370- 1378 г.), запасшись наемными войсками для своего водворения в церковной области, перенес, наконец, свою резиденцию в Рим (1377 г.). Здесь он и умер (1378 г.).

Со смертью Григория XI в римской церкви начался, так называемый, великий раскол. В папской курии большинство кардиналов составлялии французы, приехавшие из Авиньена. Они настаивали на избирании в папы француза, но народ римский требовал, чтобы папою был римлянин. Выбран был, наконец, итальянец Урбан VI (1379-1389 г.), человек крутого и даже жестокого характера. Новый папа начал свое правление исправлением нравов клира; коснулся и кардиналов. Оскорбленные этим французские кардиналы, захвативши папские драгоценности, ушли из Рима, объявили избрание Урбана недействительным и выбрали своего папу Климента VII (1379-1394 г.), который вскоре поселился в Авиньене. Климента признали Франция, Неаполь и Испания, Урбана - остальные государства. Таким образом, в римской церкви явилось двоевластие.


  1. Папа Николай III (1277-1280 г.) заключал против него союзы с императорами германским и византийским, а пред своею смертью подготовил для него возстание в Сицилии, известное под названием Сицилийской вечерни.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100