Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

История римской церкви (1054-1517 гг.)
Евграф Смирнов

Быстрый переход:
ГЛАВА I
ГЛАВА II
  § 17. Борьба пап с государями за преобладание в делах светских
  § 18. Постепенный упадок папского могущества
  § 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах
  § 20. Западное монашество в XI-XV веках
ГЛАВА III
  § 22. Состояние нравственно-религиозной жизни в римской церкви
ГЛАВА IV
  § 24. Новые догматы в римской церкви
  § 25. Секты в римской церкви в XI-XV
ГЛАВА V
  § 27. Виклеф, Гусс и Саванаролла
Содержание

ГЛАВА IV

Учение, ереси и секты

Версия для печати

§ 23. Главные богословские направления на западе: схоластика и мистика

В IX и X веках на западе господствующим направлением в духовном просвещении было библейско-практическое. Весь богословский интерес сосредоточивался тогда на изучении св. Писания по толкованиям древник учителей. Изучения догматов Церкви, независимого от изучения св. Писания, не было; а отсюда - не было и богословской науки. Но в XI и особенно XII веках на западе пробуждается любовь к занятиям отвлеченными богословскими вопросами и вместе с тем стремление привести все содержание церковного вероучения в научную систему. Такое пробуждение умственной деятельности совпадает с политическим возвышением папства и церкви и с распространением на западе философии Платона и особенно Аристотеля. Результатом начавшегося умственнаго движения было появление на западе богословской науки, развившейся соответственно двоякому направлению, принятому ею, в двух главных формах - в форме схоластики и мистики.

Сущность богословской науки, известной под именем схоластики1, заключалась в стремлении объединить между собою Откровение и философию, веру и знание. Значение Откровения и философии при этом объединении представляется в таком виде. Откровение давало материал для богословия, философия - форму. Истины Откровения должны были всегда оставаться неприкосновенными; в этом именно состоит характеристическая черта схоластики, что она сущности церковного вероучения не касалась, и все то, во что веровала Церковь (правильно или неправильно - все равно), принимала за абсолютную истину. Филсофия же (диалектика собственно) должна была обрабатывать, уяснять, доказывать и приводить в порядок материал, данный Откровением. Отсюда, как говорили в средние века, философия была прислугою богословия (philosophia theologiae ancilla). Например: рассматривая церковное учение, что все люди согрешили в Адаме, или, что Бог сделался человеком, или, что Христос всегда присутствует в, Евхаристии, - схоластика все это принимала за непреложные истины, но при этом она задавалась расследованием вопросов, как могли все люди согрешить в Адаме, - почему Бог сделался человеком, как Христос может всегда присутствовать в Евхаристии. При разрешении поставляемых таким образом вопросов был полный простор для диалектических умозаключений и всевозможных соображений разума. Здесь именно и было дело философии с ее диалектикою. И схоластические богословы, действительно всегда отличались необыкновенною плодовитостью мыслей и самым утонченным диалектическим остроумием. Далее, делом философии было - все отдельные пункты вероучения, рассмотренные pro и contra, объясненные и доказанные со всех сторон, привести в одно целое и изложить в связи и последовательности, т.е. создать богословскую систему. Уяснение и доказывание по началам разума отдельных пунктов вероучения и приведение их в строго-логическую систему направлялось в схоластическом богословии к тому, чтобы показать, что истины Откровения, как находящие свое подтверждение в разуме и выводимые из начал разума, становятся предметом не веры, по знания. Таким образом, конечною целью схоластики было - возвести веру на степень знания. В своих стремлениях к достижению предположенных задач и целей схоластика произвела много хорошего, но также и много дурною. Главная заслуга схоластики, состоит в том, что она своими исследованиями и доводами дала церковному вероучению ясность, точность и определенность и привела его в порядок и систему. Уродливые, же стороны схоластики заключаются в следующем. В подтверждение богословских истин схоластические богословы весьма часто приводили множество пустых и мелочных доказательств, считая их, однако, важными; возбуждали в области богословия множество нелепых и курьезных вопросов и разрешали их также нелепо и курьезно; упражнялись в диалектических спорах, поставляя на первом плане не сущность того или другого вероучения, а ловкость и изворотливость в доказательствах; построенные ими богословские системы, представляли из себя сборники богословских истин, хотя изложенных в связи и последовательности, но запутанных не соответствующими делу, бесконечными дроблениями, разделениями и подразделениями. Словом, схоластические богословы обращали свое внимание исключительно на формальную сторону дела; для них важно было не самое вероучение, а постановка его. Отсюда произошло то, что, с одной стороны, схоластика в своих системах богословия возвела на степень догматов множество неправильных учений, существовавших в римской церкви или только в зародыше, или в виде отдельных мнений, а с другой - с течением времени, при полном господстве схоластики, все богословие римской церкви заключилось в одну только форму, и догматы Церкви не иначе можно было принимать, как только в том виде, в каком представляла их схоластика. Живая деятельная вера, равно как и разумные исследования в области религии, но не подходящие под схоластические приемы, совершенно уничтожались схоластикою.

Параллельно со схоластическим направлением в богословии шло мистическое2. Богословы схоластического направления стремились к постижению церковного вероучения рассудком при посредстве сложных логических умозаключений; богословы мистического направления, наоборот, хотели постигать догмат чувством при посредстве внутреннего созерцания и углубления человека в самого себя. Мистика утверждала, что человек может познать Бога и все откровенное учение не чрез диалектические доказательства, а чрез возвышение духа к Богу в форме непосредственного созерцания. Находясь в состоянии созерцания и экстаза, человек ощущает в своей душе присутствие Божества, чувствует себя исполненным и просвещенным Им. В этом и заключается непосредственное, внутреннее познание Бога. Оно есть слабая степень того познания, которое будет иметь место в будущей жизни. Чтобы достигнуть здесь на земле созерцания и познания Божества, говорили мистики, нужно пройти несколько ступеней самоусовершенствования. В сущности они предлагают три ступени. Первая это очищение, т.е. освобождение духа, при посредстве аскетизма, от уз чувственной природы. Вторая - освящение, т.е. внутренняя, чисто духовная жизнь, когда дух живет и действует совершенно свободный от влияний чувственного мира. Третья - исполнение, т.е. существование в Боге, Который наполняет все существо человека; исполненный присутствия Божества, человек находится в состоянии озарения и экстаза, который проявляется здесь на земле в действиях божественного характера (чудесах, пророчествах и проч.).

Схоластическое направление в западном богословии упрочил Анзельм, архиепископ кентерберийский (ум. 1109 г.), а мистическое-известный Бернард Клервосский (ум. 1153 г.). В XIII веке схоластика в лице доминиканца Фомы Аквината (ум. 1274 г.), а мистика в лице францисканца Бонавентуры (ум. 1274 г.), достигли полного своего развития. В XIV веке темные стороны схоластики, пустой формализм и казуистика получили в ней преобладающее значение. На почве же практической схоластическое направление с своими доказательствами за и против оказалось вредным в нравственном отношении; были уже попытки при помощи казуистических тонкостей оправдывать преступления. Таким образом, схоластика сама себя истощила и в начале XVI века совершенно упала, хотя следы ее в богословии остались на долгое время. Мистика в XV веке приняла направление более практическое, выражавшееся проповедью об истинно благочестивой жизни. Самым замечательным представителем практической мистики был Фома Кемпийский (ум 1471 г.). оставивший сочинение "0 подражании Христу", получившее всемирную известность и пользующееся до настоящего времени всеобщим уважением.


  1. От schola -школа, scholasticus начальник, глава школы, профессор.
  2. От μΰείγ- запирать, закрывать глаза.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100