Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

История римской церкви (1054-1517 гг.)
Евграф Смирнов

Быстрый переход:
ГЛАВА I
ГЛАВА II
  § 17. Борьба пап с государями за преобладание в делах светских
  § 18. Постепенный упадок папского могущества
  § 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах
  § 20. Западное монашество в XI-XV веках
ГЛАВА III
  § 22. Состояние нравственно-религиозной жизни в римской церкви
ГЛАВА IV
  § 24. Новые догматы в римской церкви
  § 25. Секты в римской церкви в XI-XV
ГЛАВА V
  § 27. Виклеф, Гусс и Саванаролла
Содержание

ГЛАВА V

Подготовление реформации

Версия для печати

§ 26. Общее недовольство римскою церковью и стремление к ее преобразованию

В появлении сектантских обществ на западе высказался резкий протест против испорченности римской церкви. Но в XI-XV веках не одни только сектанты восставали против недостатков господствующей церкви; кроме них, мы видим во всех слоях западного христианского общества множество недовольных тогдашним положением церковных дел. Только эти недовольные не отделялись, подобно сектантам, от церкви, а, оставаясь в ней, требовали церковных преобразований. В XIV и особенно XV веках, когда злоупотребления папства и иерархии дошли до крайней степени, требования церковных реформ стали раздаваться отовсюду, и с особенною настойчивостью. Папство, - извратившее христианство до того, что Церковь, это царство Божие, обратилась в царство человеческое, папское, - было ненавистно всем. Все, - и государи с своими правительствами, и ученые, и епископы, и клирики, и народ, - во имя евангелия и апостольского христианства требовали преобразования церкви во главе и членах. Требовали, чтобы папа отказался от своей светской власти и ограничился одною духовною; чтобы и духовною властью он пользовался без насилий и произвола, в границах, определенных церковными законами; чтобы в жизни иерархии и клира введена была строгая дисциплина и вообще улучшена их нравственность; чтобы все церковные злоупотребления, в том числе и индульгенции, были уничтожены; чтобы религиозное знание было очищено от схоластических наростов и основывалось на св. Писании; чтобы в народе распространено было религиозное образование; чтобы вообще восстановлено было благочестие в церкви и т. д. Ученые богословы в своих сочинениях весьма основательно доказывали необходимость подобных реформ. Парижский университет был центром, откуда распространялось реформаторское движение. Отсюда именно выходили ученые поборники реформы, напр., канцлер университета Иоанн Жерсон (ум. 1429 г.), ректор университета Николай фон Клеманж (ум. 1440 г.) и друг. Подобные люди были выразителями желаний современного им общества. Папы, конечно, не хотели знать никаких реформ. Тогда попытки произвести их стали принимать на себя правительства и даже частные лица; правительства стремились достигнут этого при посредстве реформаторских соборов - пизанского, констанцского и базельского, частные лица, напр., Джон Виклеф в Англии, Иоанн Гусс в Богемии и Иероним Саванаролла в Италии, рассчитывали на содействие ученых и народных масс. Но попытки так и остались попытками. Западное христианское общество все еще находилось под обаянием папского всемогущества и страшилось сделать решительный шаг, а в другой стороны - папы XV века были настолько изворотливы, что всегда находили средства разрушить все реформационные планы. Все-таки эти попытки проложили путь настоящей реформации.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100