Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния
Архимандрит Амвросий (Погодин)

Быстрый переход:
Предисловие
Глава I
Глава II
Глава III
  Доклад латинян о чистилище
  Первое слово св. Марка Ефесскаго об очистительном огне
  Ответ греков на доклад латинян
  Ответ латинян на доклад греков
  Второе слово св. Марка Ефесскаго об очистительном огне
  Ответ св. Марка Ефесского на последующие вопросы латинян
  Десять аргументов св. Марка Ефесскаго против существования чистилищного огня
Глава IV (1)
  Глава IV (2)
Глава V (1)
  Глава V (2)
  Глава V (3)
Глава VI
  Глава VI (2)
  Глава VI (3)
  Глава VI (4)
  Глава VI (5)
  Глава VI (6)
  Глава VI (7)
  Глава VI (8)
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
  Глава IX(2)
Глава X
Эпилог
Примечания
Содержание

Глава V (3)

Версия для печати

70. Из слова к Евагрию: "И как бы некие лучи Отца, посылаемые к нам — светлый Иисус и Дух Святый. Ибо как лучи света, имеющие неразделимое по естеству состояние в отношении друг друга и не отделяются от света и не разделяются между собой, и приносят к нам благодать света, таким же образом и Спаситель наш и Дух Святый суть двойной Луч Отца, Который подает нам свет истины и с Отцем пребывает в единении" 52).

71. Его же, из первого слова ο Сыне: "Каким же образом Сын и Дух Святый могут быть не собезначальными, если Они соприсносущны (с Отцем)? — По той причине, что Они из Него, хотя и не после Него. Ибо то, что безначально — присносущно, но то, что присносущно не является по необходимости безначальным до тех пор, пока относится к Отцу, как к Своему Виновнику. Посему в отношении Виновника Они — не безначальны; является же очевидным, что вина не всегда — древнее, чем то, чего она является виной: ибо, напр., солнце не — древнее света. Α в некотором отношении Они — безначальны, именно — в отношении времени"53).

72. Дамаса папы Римского: из Деяний Второго Вселенского Собора: "Если бы кто не говорил, что Дух Святый — от Отца свойственно и истинно, как и Сын — от Божественного естества и Бога Бог Слово, — анафема" 54).

73. Святого Кирилла, из 3-его послания к Несторию: "Ибо Дух, хотя и имеет Свою отдельную Ипостась и, действительно, разумевается Сам по Себе как Дух, а не как Сын, но Он, однако, не чужд Ему, ибо именуется "Духом Истины", а Истина — Христос, и Он изливается Им (Христом), как, конечно, — и от Отца"55).

74. Его же, из слова к императору Феодосию: "Ибо разрешая грехи того, кто — близок Ему, Он затем помазывает Своим Духом, Которого Сам посылает, как Слово Бога Отца, и из собственного естества изливает на нас как из источника; явив же как бы общее обыкновение в домосторительстве единения с плотью, Он и как человек дунул на них телесным образом; ибо Он дунул на Святых Апостолов, говоря: "Приимите Духа Свята", и "не в меру дает Духа", по изречению Иоанна, но Сам посылает от Себя, именно, как и — Отец"56).

75. И немного далее: " (Христос) посылает Духа в крестящихся, не как нечто чуждое, как раба и слугу, но как Бога естеством с властью высочайшею, Который — от Него и свойствен Ему, чрез Которого и печатлеется в нас божественная черта (χαρακτήρ)"57).

76. Его же, из толкования Святого Символа Веры: "Закончив же слово относительно Христа, святые и треблаженные Отцы упоминают ο Святом Духе. Ибо сказали, что веруют в Него в тех же терминах, которыми говорят касательно Отца и Сына, ибо Он — единосущен Им, и изливается, или исходит, как от Источника — от Бога и Отца; подается же твари чрез Сына; посему-то Он дунул на Своих Апостолов, говоря: "Приимите Духа Свята". Итак, Дух — от Бога и Сам — Бог" 58).

77. Его же, из послания к Иоанну Антиохийскому: "Никоим образом мы не допускаем нарушать Веру, изложенную Отцами нашими, то есть Символа Веры; ни нам самим, ни иным мы не допускаем изменять ни единого слова из находящягося там, ни единого даже слога нарушить, памятуя говорящего: "Не предлагай предел вечных, яже положиша Отцы твои", — ибо это не они говорили, но чрез них говорил Дух Бога и Отца, Который исходит от Него, не чужд же — Сыну, согласно понятию естества" 59).

78. Его же, из книги: "О Святей Троице": "Познаются и веруются быть Три покланяемые Ипостаси Сей Святой и покланяемой Единицы: Отец — безначалыний, безвиновный, нерожденный, присносущный; и Сын — единородный, рожденный неизреченно и бесстрастно и несказанно прежде всех веков из существа Самого Отца, и посему — единосущный и сопрестольный и во всем подобный и равный Отцу, за исключением лишь Отечества, Начало же и Вину имеющий в рождении Своем — Отца; и Дух Святый — животворящий, покланяемый, исходящий от Отца, то есть из существа Отца, но не образом рождения (как Сын), дабы тем самым не явилось два Сына в Троице, а — исходящий, как было сказано, от единого Отца, как бы из уст, явленный же чрез Сына и говоривший во всех святых Пророках и Апостолах; кроме того, как я сказал, — сущий. от существа Самого Отца и Сына, и имеющий единосущие в отношении Отца и Сына, Он и Сам также, как Отец и Сын, не имеет ничего общего понятием Своего существа ни с какой тварью"60).

79. Его же, из первого слова против Иулиана: "Сын родился от Отца и есть в Нем и от Него — по-естеству; исходит также (от Отца) и Дух, свойственный Богу и Отцу и, подобным же образом, свойственный — Сыну: ибо Бог Отец чрез Него освящает то, что подлежит освящению"61),

80. И в конце этого слова: "Ибо Дух по естеству происходит от Отца; чрез Сына же подается твари"62).

81. Его же, из второго слова против Иулиана: "Что и самое естество стихий само по себе и от себя не имело бы силы избежать тленности, но нуждается, так сказать, в поддерживающем ее для благобытия руке, явил Пророк, говоря: "Дух Божий ношашеся верху воды": ибо Он все приводит к жизни, являясь по естеству Духом Божиим, как от жизни Отца сущий и от Него происходящий"63).

82. Его же, из книги " Сокровищница": ;Беседуя с Иудеями, Христос говорит в одном месте: "Аще же ο персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие". "Перстом" Он здесь называет Духа Святаго, неким образом происходящего от Божественного Существа, и по естеству от Него зависящего, как и перст зависит от человеческой руки. Ибо, вот, Божественные Писания именуют Сына рукой и десницей Божией, как это говорится: "Спасе его десница Его, и мышца святая Его"; и еще: "Господи, высока мышца Твоя, и не ведеша, познавше же, постыдятся". Итак, как рука соответствует естеству целого тела, делая все то, что — угодно разуму, помазует же, обыкновенно употребляя для сего перст, так и Слово Божие, сущее от Него и соответствующее Ему по естеству, скажу так, дабы мы и Давшего Начало приняли во внимание, и в Сыне разумели происходящего естеством и существом от Отца Святого Духа, Которым помазуя, Он все освящает. Итак, Дух Святый является не чуждым и не посторонним Божественному естеству, но — от Него и в Нем по естеству именно, подобно тому, как и телесный перст является того же естества, что и — рука, и, в свою очередь, рука в теле не является различного естества от самого тела" 64).

83. И немного далее: "Ясно является, что Дух Святый не чужд — существу Сына, но в нем (существе) — и от Него (Сына), и как некая — естественна сила, могущая исполнить все то, что пожелает"65).

84. Его же, из слова к монахам: "Дух изливается, т. е исходит как от Источника, от Бога и Отца, подается же твари чрез Сына" 66).

85. Его же, к Палладию: "Дух, отнюдь, не является изменяемым, но если (скажут, что) Он страждает изменение, то тогда эта немощь непосредственно принадлежала бы самому Божественному естеству, ибо Он — Дух Бога Отца и Бога Сына, по естеству от Того и Другого, т.е. — от Отца чрез Сына произливающийся Дух" 67).

86. В девятом ответе он говорит так: "Дух Святый исходит от Бога и Отца, согласно слову Спасителя, но не чужд — Он и Сыну, ибо Он имеет все вместе с Отцем. И это Он Сам научил, говоря ο Святом Духе: "Вся елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет, и возвестит вам". Итак, Дух Святый, творяй чудеса, прославил Ииcyca, тем не менее, как Дух Его, а не как чуждая и более сильная, чем Он, сила, согласно чему познается, что Он — Бог"68).

87. Это говорил божественный Кирилл, борясь против Нестория, говорящего: не собственной силой Христос творил чудеса, НО — как некий простой человек и один из пророков. — Но, когда Феодорит, слыша и видя, что в писаниях Кирилла Дух называется свойственным Сыну, он заявил: "Если Кирилл, говоря, что "Дух — свойственен Сыну"69), хотел сказать этим, что Он свойственен Ему, как сущий одного с Ним естества и как исходящий от Отца, — то и мы вместе с ним будем исповедывать это и примем это изречение, как благочестивое (православное); если же он этим хотел сказать, что - "Дух — свойственен Сыну", как от Сына или чрез Сына имеющий бытие, то мы это изречение отвергнем, как хулу и как нечестие. Ибо мы веруем Господу, Который говорит: "Дух истины, Иже от Отца исходит", и — божественнейшему Павлу, говорящему подобное: "Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога". — Услышав это и тщательно обдумав, Кирилл не дал на это ответа, но написав книгу ο Святой Троице, он возвестил в ней, что Дух Святый исходит только от Отца".

88. Святого Иоанна Златоустого из первого трактата против Аномиан, который находится в "Маргаритах": "Что Бог находится везде — знаю; и что Он — целостный везде — знаю; каким же образом — не знаю. Знаю, что Он родил Сына; каким же образом — не ведаю. Знаю,. что Дух происходить от Него; каким же образом — от Него — не знаю"70).

89. Его же, из слова ο Святой Троице: "Верую во единого Бога Отца, Вседержителя; верую — не исследую; верую — не преследую Непостижимого; верую — не измеряю Неизмеримого; верую во единого — и единственного истинного Вседержителя"71).

90. Ε немного далее: "Верую и в Господа нашего Ииcyca Христа, Сына Его Единородного, рожденного от Него прежде всех веков, каким образом — это известно только Ему — Рожденному"72).

91. И затем: "Верую и в Духа Святаго, Духа Истины, от Отца исходящего, — Исполнение Троицы; Ему вверяю мое освящение; Ему вверяю воскресение из мертвых"73).

92. Его же, из второго слова на Благовещение и против Ария: "Я же, наставленный Священными Писаниями, воспеваю Отца, всегда являющегося Отцем; воспеваю Сына, возсиявшего вне времени от Отеческого существа; воспеваю Духа Святаго; от Отца исходящего и в Сыне почивающаго"74).

93. Его же, из омилии ο Святом Духе: "Итак, как я сказал, дабы кто-нибудь, услышав "Дух Бога", не подумал, что этим обозначается нзвестная родственность, а не — общность (Божественного) естества, Павел сказал: "Нам же дан не дух мира, но Дух, Иже от Бога". Еще говорится "Дух Отца", как Спаситель говорит Апостолам: "Не пецытеся, како или что возглаголете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас". Но как Писание сказало — "Дух Бога", и присовокупило — "Иже от Бога", так, опять же, говорится и — "Дух Отца". И дабы ты не подумал, что говорится только в отношении известной родственности, Спаситель утверждает, говоря: "Егда же приидет Утешитель, Дух истины, Иже от Отца исходит". Там — "от Бога"; здесь — "от Отца". То, что Он привел в отношении Себя Самого: "Аз от Бога изыдох" это же — и в отношении Святого Духа: "Иже от Отца исходит". Итак, говорится: "Дух Бога", "Дух от Бога Отца" и "от Отца исходит". Что означает — "исходит"? — Не сказал: "рождается"; а то, что не написано (в Священном Писании), того и не надо мыслить. Сын — от Отца рожденный; Дух — от Отца исходит. Ищешь, конечно, узнать от меня, в чем — различие: как Сей родился, как Тот исшел? В чем же заключается дело? — Узнав, что Сын родился, познал ли ты и понял: каким образом Он родился? — Так что, когда слышишь имя Сына, разумел ли ты и образ рождения? — Это — наименования, возлюбленный, которые должны быть почтены верой и сохранены благочестивым размышлением"75).

94. Святого Епифания Кипрского, из книги, называемой "Анкорат": "Таким образом, мы верим, что есть Дух Святый, Дух Божий, Дух совершенный, Утешитель, несотворенный, от Отца исходящий и чрез Сына восприемлемый"76).

95. Из послания папы Целестина к Несторию: "Не должны богохульные слова смущать чистоту древней веры. Кто когда не был судим достойным подлежать анафеме из числа тех, кто или отъемлют или прибавляют нечто к Вере? Ибо что полно и ясно предано нам Святыми Апостолами, не допускается ни прибавлять к сему ни убавлять от сего. Ибо мы читаем в наших книгах, что не должно ни прибавлять, ни изменять сего, так что прибавляющий или изымающий подлежит величайшему наказанию"77).

96. Святого Максима, глава 63 из толкования на пророка Захарию: "Ибо Дух Святый, насколько является по Своему существу естеством Бога и Отца, настолько Он по Своему существу является естеством и Сына: ибо имея от Отца естество, Он неизреченным образом исходит чрез Сына" 78).

97. Его же, на собеседования с македонианином: "Ибо Сын родился из существа Отца (посему Он — Единородный), и Дух Святый исходит из существа Отца"79).

98. Его же: "Единый Бог, единого Сына Родитель и Отец, и Духа Святого Изводитель (Προβολεύς); Единица не смешанная и Троица нераздельная; Ум безначальный, Единый единого по существу безначального Слова Родитель и Единый Присносущной Жизни, т.е. Духа Святого — Источник "80).

99. Его же из комментарий на книгу Святого Дионисгя: "О Божестсенных именах": "Бог и Отец, двигнувшись вне времени и по любви, пришел в разделение Ипостасей, нераздельно и неумаленно пребывая в Своей полноте, сверхполный единства и сверхпростый, несмотря на то, что Его Сияние пришло в бытие, как живой Образе (Его), и несмотря на то, что Всесвятый Дух божественно и превечно исходит от Отца, как этому научает Господь" 81.

100. Его же, из толкования "Отче наш": "Сын и Дух Святый естеством одно суть с Отцем; от Него — сущие и в Нем — по естеству выше вины и слова"82).

101. Иустина Философа и мученика, О вере, глава 2-я: "Ибо поскольку из Своего cyщества Отец родил Сына, и из того же существа извел Духа, то — естественно, что участвующие в том же самом существе, и являются участниками Того же и единого Божества"83).

102. И немного далее: "Как Сын — от Отца, так и Дух; разве лишь в образе бытия будет некое различие. Ибо Оный Свет (т. е. Сын) просиял от Света (т. е. Отца), а Этот Свет (т. е. Дух Святый) и Он также от Света произшел, но не рождением, а исхождением: таким образом, являясь совечным Отцу, таким образом — того же существа, таким образом — бесстрастно оттуда исшедший; таким образом — во Единице разумеем Троицу и Троицу во Единице" 84).

103. Дамаскина, из седьмой книги, говорящей ο Духе: "Таким же образом будучи наученными ο Духе Божием, сшествующем со Словом и являющем Его действование (энергию), мы не считаем Его за неимеющее субстанцию дыхание, но (мыслим ο Нем) как ο Силе по естеству, которая сама по себе видится в личной Ипостаси, которая от Отца исходит и в Слове почивает и являет Его" 85).

104. Его же, из 8-й книги: "Веруем во единого Отца, Начало всего и Виновника, ни от кого не родившегося, безвиновного же и нерожденного единого Сущего, естеством же Отца единого только Единородного Сына Его, Господа же нашего Ииcyca Христа, и Изводителя Святого Духа"86).

105. Из этого же слова: "Ибо если и Дух Святый от Отца исходит, но не образом рождения, а — исхождения, то, следовательно, имеется иной образ бытия, также непостижимый и неразумеваемый, как и рождение Сына"87).

106. Из этого же слова: "Единый нерожденный — Отец (ибо Его бытие не происходит от иной Ипостаси): и единый рожденный — Сын (ибо Он — рожден безначально и вне времени от Отеческого существа), и единый — Святый Дух, исходящий из существа Отца, не — рожденный, но — исходящий"88).

107. Также мы веруем и во единого Духа Святаго, Господа и Животворящаго, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимаго" 89).

108. Из того же слова: "Во всем (Дух Святый) подобен — Отцу и Сыну; от Отца исходит, чрез Сына подается и воспринимается всей тварью"90).

109. Из того же слова: " (Дух Святый —) неотделимый и неразделяемый от Отца и Сына, и все имеющий, что имеют Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности" 91).

110. Дух Святый и Сам происходит от Отца, но не образом, рождения, а образом исхождения. И что есть различие между рождением и исхождением — это мы знаем; но в чем заключается это различие — отнюдь, не ведаем. Одновременно происходят и рождение Сына от Отца и исхождение Духа. Все, что имеет Сын, имеет и Святый Дух от Отца, как и самое бытие Свое; и если не было бы Отца, не было бы ни Сына, ни Духа; и если чем-нибудь не обладал Отец, не имели бы сего также ни Сын, ни Дух; и по той-то причине, что Отец обладает, имеют все это Сын и Дух, т.е. чрез Отца Они имеют это, не обладая только ипостасными свойствами Отца: — нерожденностью, рождением (Сына) и изведением (Св. Духа); ибо только сими ипостасными свойствами различаются между Собою Три Святыя Ипостаси92).

111. И еще: "Должно ведать, что мы не говорим, что Отец происходит от кого-то, но мы говорим, что Он — Отец Сына; и мы не говорим, что Сын — Виновник или Отец, но мы говорим, что Он происходит от Отца и — Сын Отца; Духа же Святого мы возвещаем — от Отца и именуем Духом Отца; мы не говорим, что Дух происходит от Сына, но именуем - "Духом Сына" и исповедуем, что Он чрез Сына является и подается нам; но мы не говорим, что Сын — от Духа и не именуем "Сыном Духа"93).

112. Его же, из 13-й главы: "И когда я думаю ο взаимном соотношении Трех Ипостасей, я представляю себе, что Отец — сверхсущественное Солнце, Источник благостыни, Бездна существа, разума, премудрости, силы, света, Божества, Источник рождающий и изводящий сокровенные в Нем Блага. Итак, Он — Ум, Бездна разума, Родитель Слова и чрез Слово изводящий являющегося Духа" 94).

113. И еще оттуда: "Отец есть Источник и Виновник Сына и Духа: Отец же — единого Сына и Изводитель Духа. Сын есть Сын, Слово, Премудрость и Сила, Образ, Сияние, Начертание Отца и сущий Отца. Но Дух Святый не есть Сын Отца, но

— Дух Отца, как от Отца исходит: ибо, отнюдь, нет первого движения (ουδεμία ή ορμή) без Духа; и (говорится) "Дух Сына" не в том смысле, что Дух происходит от Сына, но что чрез Него Дух исходит от Отца"95).

114. Из 14-й главы: "Дух Святый есть Бог, освящающая Сила, воипостасная, от Отца непосредственно происходящая и в Сыне почивающая, единосущная Отцу и Сыну"96).

115. Его же, из послания к Иордану: "Для нас Один — Бог: Отец и Слово Его и Дух Его. Слово же воипостасное — Результат Рождения, почему и является Оно — Сыном; и Дух воипостасный — Результат Исхождения и Изведения от Отца чрез Сына, но не — от Сына, ибо Дух, возвещающий Слово, ест Дух "уст Божиих". Но, конечно, как те уста (о которых говорится в псалме) не — телесный орган, так и Дух не есть исчезающее и растворяющееся дыхание"97).

116. Его же, и слова его на погребение божественной плоти Господней: "Это является Предметом нашего служения: — Отец — нерожденный Родитель Сына, ибо Сам Он ни от кого (не происходит), Сын — Результат Рождения Отца, как от Него рожденный, Дух Святый Бога и Отца, как от Него исходящий, Который, говорится, и — от Сына, как чрез Него являемый и подаемый твари, но не от Него имеющий бытие" 98).

117. Святого Григория Нисского, из толкования "Отче наш": "Если же для Сына и Духа было бы общим иметь бытие не образом рождения, то как бы не явилось и некое смешение в предмете; затем долженствует сохранять несмешенным различие в личных свойствах, дабы и то, что — общее сохранилось, и личное свойство не стало смешенным (с личными свойствами Иных Ипостасей). Ибо в Писании возвещается Единородный Сын от Отца, а прежде сего — именование "Слово" говорит ο Его личном свойстве. Относительно же Духа Святаго, свидетельствуется (в Писании), что Он — и от Отца и от Сына". — "Аще кто Духа Христова не имать", говорится, "сей несть Егов". Итак, Дух — сущий от Бога (Отца), также есть и Дух Христов. Сын же — сущий от Бога (Отца), отнюдь, не является и не именуется Сыном Духа; и это последование отношений (между Лицами Св. Троицы) не идет в обратном порядке, так чтобы возможно было в равной мере чрез регресс взаимно поменять места слов, и как говорится "Дух Христов", таким же образом сказать и "Христос Духов"99).

118. Уподобления Первого Святого и Вселенского Собора: "Как уподобление Отцу здесь принимается наш ум, огонь, источнике; как уподобление Сыну — слово, сияние, река; как уподобление Духу Святому — исходящее из нас дыхание, свет, вода. И как вторые проистекают из первых, так и третии — проистекают из первых; так и говорится, так и на деле есть. Ибо слово и дух происходят из ума, сияние и свет — от огня, река же и вода — от источника; так и говорится, так и на деле есть. Но, отнюдь, невозможно, чтобы третии происходили из вторых или вторые из третьих. И, однако, — в слове есть дух, и в сиянии — свет, и в реке — вода. Но поскольку одно вытекает из другого, то очевидно, что говорится, что третии происходят из вторых и, в свою очередь, первые и вторые именуются именами третьих. Итак, если отнесешь это уподобление в отношении Святой Троицы, то оно сохранится тебе во всем неизменно. Ибо Сын и Дух — от Отца, и никоим образом не Друг от Друга. И Дух — в Сыне (ибо Он не отделим от Отца и Сына), но Он — Дух и Сына и Отца; в свою очередь, как Сын, так и Отец — Дух. Это ты имеешь сказанным Первым (Вселенским) Собором" 100).

119. Но и Второй (Вселенский) Собор, божественно вещая, догматизировал: "И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимаго".

120. Святого Григория Чудотворца, из откровения (бившего ему) от Евангелиста и Богослова Иоанна: "Единый — Бог Отец Слова Живаго, Премудрости сущей и Силы и Начертания вечного, совершенный совершенного Родитель, Отец — Сына Единороднаго. Единый — Господь, Единый от Единаго, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества. Единый — Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына являемый, являемый людям, совершенный Образ совершенного Сына, Живая Вина живущих"101).

121. Иоанна, смиренного монаха, пресвитера Дамаскина, слово в Святую Субботу, начало котораго: "Кто возвестит силы Господни", немного далее после вступления: "Виновник всего — Бог; Сам же Он ни от кого не Происходит, посему Он — и нерожденный; имеющий Слово воипостасное, совечное, от Него неизреченно и вне времени родившееся, никогда не отделимое от Отца, совершенного Бога, во всем подобное Родившему, кроме свойства нерожденности; подобное в существе и силе, воле и действии, царстве и господстве; Он не — безвиновный, ибо Он - от Отца; но Он не есть начавшийся во времени, ибо не было того, чтобы когда был Отец, не был бы тогда и Сын. Ибо Отец есть Отец Сына, и не был бы Отцем, если бы одновременно с Отцем и Сын не имел бы бытие; ибо Он — без промежутка времени.от Отца родившийся и в Нем нераздельно пребывающий, являясь Премудростью Родившего и воипостасной Силой; существом Бог, Отцу единосущный; не без Духа познаваемый. Ибо и Дух Святый от Отца исходит — единомощный, той же воли, того же действия, той же силы, совечный, воипостасный; не образом рождения происходящий, но образом исхождения (это — иной образ бытия, божественный и непостижимый); во всем — подобный Отцу и Сыну; благой, водительный, господотвенный, творческий, существом Бог, Отцу и Сыну единосущный, со-царствующий, со-славимый, сопокланяемый от всей твари. Это является Предметом нашего служения: Отец - нерожденный Родитель Сына, ибо Он Сам ни от кого не происходит, Сын — Результат Рождения Отца, как от Него рожденный, Дух Святый Бога и Отца, как от Него исходящий, Который, говорится, и — от Сына, как чрез Него являемый и подаемый твари, но не от Него имеющий бытие" 102).

Конец (собранию изречений Святых Отцев).

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100