Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния
Архимандрит Амвросий (Погодин)

Быстрый переход:
Предисловие
Глава I
Глава II
Глава III
  Доклад латинян о чистилище
  Первое слово св. Марка Ефесскаго об очистительном огне
  Ответ греков на доклад латинян
  Ответ латинян на доклад греков
  Второе слово св. Марка Ефесскаго об очистительном огне
  Ответ св. Марка Ефесского на последующие вопросы латинян
  Десять аргументов св. Марка Ефесскаго против существования чистилищного огня
Глава IV (1)
  Глава IV (2)
Глава V (1)
  Глава V (2)
  Глава V (3)
Глава VI
  Глава VI (2)
  Глава VI (3)
  Глава VI (4)
  Глава VI (5)
  Глава VI (6)
  Глава VI (7)
  Глава VI (8)
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
  Глава IX(2)
Глава X
Эпилог
Примечания
Содержание

Глава VI (7)

Версия для печати

34. Вопрошают нас латинствующие: совместно ли с Своею Силой и Премудростью Отец изводит Духа Святого, или делает это без Премудрости и без Силы, — дабы, если отвергнув второе, мы бы ответили положительно на первое, привлечь нас к своему мнению, говоря, что если Сын — Премудрость и Сила Отчая, то, значит, что совместно с Сыном Отец изводит Духа Святого. Но, что Отец изводит Духа Святого совместно с (рождением) Сына, то есть совместно с Словом и Премудростью и Силою, этого и мы не отрицаем. Ибо, согласно божественным Отцам, Дух Св. происходит совместно с Словом, сопровождает и являет Его, и Слово не бывает без Духа, и Дух не происходит без Слова. Но, отнюдь, не-так, чтобы и Сын был Виновником бытия Духа, как и Дух не есть Виновник Сына. Ибо не возможно, чтобы совместно и тем же понятием происходящие от некоего третьего, были виновниками друг друга. Итак, отнюдь, не вытекает необходимо из того, что Дух Святый исходит совместно с Сыном, чтобы также Он и от Сына происходил; если же это — не так, то нет никакой разницы между Ним и тварями, которые пришли в бытие через Слово Божие и Силу и Премудрость. Ибо говорится: "Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть,' еже бысть" 113) . Следовательно, то что "еже не бысть" (т. е. не было сотворено) , нет необходимости, чтобы имело бытие благодаря Ему. Затем, не в том же смысле Сын является Премудростию и Силою Отчею, как Он является Сыном и Словом. Ибо Он есть Сын и Слово Отца таким образом, как Сам Отец не есть ни Сын ни Слово (ибо понятие сына указывает на отца, и слово — на говорящего) ; а Премудростию и Силою Отца Он является таким образом, как и Сам Отец также является не только Премудрым и Всемогущим, но и — Премудростию и Силою. Ибо Сын — Премудрость от Премудрости и Сила от Силы, как Бот от Бога и Свет от Света; именуется же Он Премудростию и Силой Отца, как обладающий полнотой Его премудрости и силы, как бы Изображение Первообраза. Но, отнюдь, не меньше и Дух Святый — Премудрость и Сила, и этого не станет отрицать никто из знающих Писания; и что эти наименования — общи и относятся к существу Божественных Лиц, также и божественный Августин свидетельствует это в книге "О Троице" 114) . Итак, когда Дух Святый исходит от Отца, как Премудрость и Сила от Премудрости и Силы, то странно и бесцельно ставить вопрос: совместно ли с Своей Премудростию и Силою Отец изводит Духа Святого; разве лишь только кто захочет свести Его на уровень твари, как говорится: "Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом" 115) . Но не через посредство Премудрости и Силы, Отец подвигнулся к исхождению Духа, как ни — к рождению Сына и, конечно, не через посредство всего Божества; ибо происходить таким образом (т. е. действием в с е г ο Божества) свойственно — твари, как говорят Богословы. Итак, непосредственно и из самого существа Отца в равной мере происходят Оба: Сын и Дух Святый; происходят, действительно, совместно Друг с Другом, но не взаимно Друг от Друга и, конечно, не Один от Другого.

35. Если некое свойство в Божественных Лицах, относящееся к многим, именуется в единственном числе, то это или — самое естество или нечто имеющее отношение к естеству. Ибо как "одно", конечно, является тем, согласно чему Каждое из Лиц отличается от Прочих, так, конечно, "одно" является также и тем, согласно чему Три объединяются. Α это - одно числом естество или нечто из присущего ему, как напр.: "одна" воля или "одна" сила или "одно" действие (энергия) . Ибо мы говорим, что Сын — Бог от Бога, и Оба Один Бог; Свет от Света, и оба — Один Свет; Премудрость от Премудрости, и Оба — Одна Премудрость; Сила от Силы, и Оба — Одна Сила. Следовательно, Божественныя Лица, отнюдь, иначе не могут быть "одним", как только согласно тому, что в Них — одно, а это — то, что относится к Их естеству. Итак, если изводить является одним (свойством) для Отца и Сына, то или и Дух Святый будет участвовать в этом, ибо это — относится к естеству, и Сам также, конечно, будет изводящим иное Лицо, или если Ему чуждо нечто из относящегося к естеству (Божества Отца и Сына) , то, несомненно, что Он будет чужд и самого (Божественного) естества. Пусть латиняне выберут любую из этих пропастей, какую пожелают; если же желают избежать обеих, пусть сначала оставят свое учение, которое необходимо ведет их к этому.

36. Если Сын и Дух — от существа Отца, а из существа Отца и Сына, согласно латинянам, — только Дух, то, следовательно существо Отца не является Виновником того же, что и существо Отца и Сына совместно; а те, что не являются виновниками того же, следовательно, и не являются тождественными. Так что, иное — существо Отца, иное же — существо Отца и Сына; и отсюда вытекает необходимость, что иное — существо также и у Духа; значит, в Божественной Троице много — существ (а не одно) . Α это — хула и абсурд!

37. Если Отец является Виновником Сына и Духа, а Сын — Виновником только Духа, то, поскольку те, которые не являются виновниками того же безусловно, и сами не являются тождественными, следовательно, не один будет Виновник в Божественной Троице, но — два Виновника; и напрасно латиняне думают избежать двух Начал.

38. Наименование "Сын" обозначает две вещи: отношение Сына к Отцу, согласно которому Он имеет от Него бытие, и - единосущие с Ним; ибо всякий сын имеет одно существо с своим отцем. Подобно сему и наименование — "рождение": ибо оно заключает в себе понятие Виновника бытия и довлеющим образом являет единосущие (Сына с Отцем) . Но не так обстоит дело ни с наименованием "Святый Дух", ни с наименованием "исхождение". Но когда мы слышим выражение — "Дух Отца", мы разумеем некий Дар Отца, который нам даруется и освящает нас и действует в нас. Ибо Господь говорит: "Дух Отца вашего глоголяй в вас" 116) . Также Он именуется и "Духом Сына": ибо Он является общим Даром Обоих, как и говорит это блаженный Августин. Когда же мы услышали — "Дух, Иже от Отца исходит" — то, здесь, с одной стороны, заключается понятие: Кто является Виновником бытия (Св. Духа) ; а, с другой стороны, — мы разумеем саму Ипостась Духа, однако не — и единосущие: ибо ни слово "Дух", ни слово исхождение" не заключают в себе этого значения. Посему богословы, когда желали представить просто Вину бытия (Св. Духа) , говорят, прияв это от Самого Господа: — "Дух, Который от Отца исходит", не на половину закончено (ήμιτελώς) богословствуя и не игнорируя (якобы) более близкого Виновника (прочь такой абсурд!) ; когда же явить также и единосущие они желали, тогда прибавляли и — "через Сына", и говорили: " (Дух Святый) Который от Отца через Сына исходит", этим как бы говоря: не — без Сына, и не — от иного существа, нежели — Сын, но одновременно с рождением должно разуметься и исхождение; ибо могло случиться, что мы сказали бы: Он пришел в бытие после известного времени, или же предшествовал этому времени. Посему и божественный Максим говорит: "Который через Сына рожденного неизреченным образом исходит" 117) ; не прибавил бы он "рожденного", если бы не желал именно это (единосущие Духа Святого с Прочими Лицами) обозначить. Он же свидетельствует в послании к пресвитеру Марину, что и остальные понимали это в том же смысле, говоря, что современные ему римляне (говорили, что Дух Святый исходит "и от Сына") не для того, чтобы делать Сына Виновником Духа, но для того, чтобы явить Его происхождение через Сына, и таким образом представить единство и тождественность существа" 118) . Но нынешнее смехотворное латинское богословие, понимающее в изречении "через Сына" обозначение более близкого Виновника (бытия Св. Духа) , и ставящее Отца, как более отдаленного Виновника и не близкого к Ипостаси Святого Духа, — как если бы мы говорили, что Энос — через Сифа от Адама, — не слыхало слов преподобного Григория Нисского, говорящего, что — серединное положение Сына, как и для Него Самого сохраняет единородность, так не исключает и Духа от естественного отношения к Отцу" 119) . Вводя же степени и ступени в Святей Троице и делая Отца наивысшим и Первым Виновником, Сына же — ниже и Вторым Виновником, и ставя как бы некую перегородку между Отцем и Духом, Святого же Духа ставя нижайшим и лишь Происходящим от Виновников, оно (латинское богословие) таким образом впадает в бездну требожия, ограничивает Божественныя Лица и делает Духа как бы "Внуком".

39. Я встретил у одного из латинских Учителей, пишущего ο сем вопросе, что нет нужды говорить, что "Дух Святый исходит от Отца ч е р е з Сына" ибо таким образом будут два и различных Виновника: один — более близкий, другой — более дальний, но следует говорить — "от Отца и Сына", именно так, как это в Символе и прибавлено, чтобы Отец и Сын разумелись бы, как один Виновник Святого Духа 120) . Итак, если дело обстоит таким образом, как говорит тот Учитель, то латинянам, прежде всего, совершенно бесполезно тщательное, яко бы, согласование с изречениями наших Учителей, и уже нет нужды ни в изречении "через Сына" разуметь ближайшего Виновника, ни в том, что "через" должно быть принято вместо "от, из", как некоторые из числа отпадших бессмысленно говорили. Затем, дело обстоит и таким образом: если различные Лица изводят Духа Святого, и Одному это — свойственно само по себе, Другое же — приняло это от Первого, то, конечно, здесь будут два Виновника, и сами же они, сведя на нет значение "через" (в изречении "через Сына") , таким образом не избежали двух Начал, но и явили также несогласованность своей доктрины, ее внутреннее противоречие и совершенную несостоятельность.

40. Спросил меня некто из числа отпадших от нашей веры и борющийся на стороне латинян: разве не все то, что через что-то от чего-то происходит естеством, имеет виновником то, через что происходит? — Я же в свою очередь спросил его: разве не все то, что от чего-то через что-то происходит естеством, имеет двух виновников своего бытия: одного — от чего, другого — через что происходит? Ибо и человек, рождаемый от мужчины женщиной (διά γυναικός) , как говорит Апостол 121) , имеет двух виновников, именно — отца и мать; и Иаков, от Авраама будучи рожден Исааком, имеет двух виновников: одного — близкого, другого же — более дальнего, именно — отца и дедушку. Итак, если этими примерами из нашей жизни они будут пытаться укрепить свое богословствование, то они будут принуждены также признать и двух Виновников и два Начала, и не смогут отрицать, по необходимости вытекающие, выводы из их доводов.

41. Но каким образом, — говорит, — тварь, от Отца через Сына в Святом Духе приявшая бытие, не трех имеет Виновников, но — одного Виновника и одного Творца? — Тварь, о, чудак! — на это я ему сказал, — "не говорится, что происходит от существа Отца и Сына, и не от Ипостаси, но — от общей воли и силы, которая одна и та же у Трех Лиц; отсюда и имеет она одного Бога Виновником и Творцем. Но ο Духе Святом говорится, что Он происходит от Ипостаси Отца; если же Он также и от Ипостаси Сына, как вы говорите, то имея две Ипостаси Виновниками, Он, конечно, будет иметь и двух Виновников и два Начала, если мы будем трезво судить. Итак, не употребляйте снова несоответствующие примеры, ибо тварь, происходя от Бога, приняла бытие не от естества Божия, но через акт творения.

42. Если они говорят, что Сын — ближайший Виновник Святого Духа, а Отец — не ближайший, а это — противоставящияся друг другу положения, противоположные же друг другу положения невозможно — сочетать, то, следовательно, Отец и Сын не будут одним Виновником, будучи, — противоставящиеся Друг в отношении Друга Виновники; итак, будут два Виновника; и каким образом, несчастные, избегнут они двух Начал, которые отовсюду следуют за ними?

43. Говоря об Отце и Сыне, как ο ближнем и не ближнем Виновнике, и по некоему естественному и необходимо вытекающему порядку, ставя первого и второго и третьего, латиняне, очевидно, что отделяют Святого Духа от Отца и вводят в Святую Троицу градации и понижения, и говорят, что Отец — больше, чем Сын, а Сын — больше, чем Святый Дух. Но пусть они выслушают от Пятого Вселенского Собора, что нечто таковое является Оригеновым учением; ибо блаженной памяти Император Юстиниан, в слове против него говорит ο нем следующее: "Который, прежде всего, хулив в отношении Самой Святой и Единосущной Троицы, дерзал говорить, что Отец больше — Сына, а Сын — больше Святого Духа" 122) . Отсюда, в том же слове он называет его и "многобожником"; — и справедливо. Ибо и Григорий Богослов говорит: "Для нас — один Бог, ибо едино Божество и к Одному относятся Те Лица, Которые происходят от Него" 123) . Итак, если относящие к Одному (Лицу) Тех, Которые — от Него, веруют в единого Бога, то, следовательно, не относящие Два Лица к Одному, но Одно — к Двум, очевидно, что веруют не в одного Бога, но — во многих; так что же им ставить в порицание еллинам (язычникам) !

44. Если Дух Святый исходит от Сына в ближайшем порядке, от Отца же — не в ближайшем, как говорят латиняне, то очевидно, что Он исходит от Ипостаси Сына, а, отнюдь, не — от Ипостаси Отца: ибо как бы это могло быть иначе, когда Дух Святый имеет бытие от Него не в ближайшем порядке? Ибо и Иакова, не в ближайшем порядке имеющего бытие от Авраама, мы не назвали бы происходящим от ипостаси Авраама, если бы только кто не пожелал сказать этим, что он происходит от его естества; но, подобным же образом, и все мы, люди, имея происхождение от Адама, называем себя происходящими от естества Адама, но, отнюдь, не от ипостаси его. Но, вот, Святые, богословствуя, говорят относительно Духа, что Он происходит от Ипостаси Отца; так говорят и божественный Григорий Нисский и величайший, воистину, Максим и все остальные; а то, что Он происходит от Ипостаси Сына, никто из них, насколько нам известно, не говорил. Итак, напрасно латиняне сделали Ипостась Сына ближайшим Виновником Духа.

45. Когда латиняне скажут, — что Отец не есть ближайший Виновник Святого Духа, — мы их спросим: в том ли смысле, что Он — Виновник Сына, они называют Его Виновником и Духа, или же в том смысле, что и Он придает нечто от Себя для бытия Духа? — Если они скажут, что — в том смысле, что Он — Виновник Сына, то, очевидно, что Он, собственно говоря, не является Виновником Духа: ибо такого рода Виновник — дальний и не ближайший; и явствует, что Отец, являясь, в собственном смысле слова, Виновником Сына, поскольку Он — ближайший к Нему, не является, в собственном смысле слова, Виновником Духа, поскольку Он не является ближайшим к Нему. Но такое богословствование, лучше же сказать богоборничество, мы до настоящего времени и не слышали еще, но, напротив, слышим, что как Сын — от Отца, так и Дух — от Отца. Напрасно же они, сами говоря, что Дух Святый — "только от Сына", обвиняют нас за выражение: " (Дух Святый только от Отца". Если же они скажут, что в том смысле они называют Отца Виновником Святого Духа, что и Он нечто от Себя придает для бытия Духа, то что еще можно сказать в нагромождение возрастающих нелепостей?! — Ибо, вот, таким образом, будут два Виновника, ибо и Ипостаси — две, и естество Духа будет разделенным, одна часть — от Отца, другая — от Сына данная, и Дух будет составленным, имея бытие от Обоих, и иное подобное последует за сими доктринами.

46. Но будучи притесненными такого рода аргументами, латиняне вновь обращаются к примеру твари, дабы очевидным образом откровенно явить себя духоборами и показать себя мыслящими Духа Святого тварью. Ибо они говорят, что и тварь, ο которой говорится, что она имеет бытие от Отца через Сына, также считается, что имеет ο д н ο г ο Виновника и Творца, а не два или три Виновника; и дело не обстоит таким образом, что Один — собственно говоря, является Виновником, другой — не в собственном смысле слова Виновник, и нет того, чтобы отдельные части придавались ей для бытия. Но если они говорят так, то или пусть признают, что открыто считают Духа тварью, или да разумеют, что вне своего естества и ипостаси и у нас (людей) могут два лица единым действием и единой мыслью искусно сделать то, что пожелали бы, но чтобы каждый из них от своей ипостаси, мог единым действием, совместно изводить, согласно естеству, одно лицо — это невозможно; разве лишь возможно только придать от себя часть для бытия этого лица, как было сказано; так что тем, что будут два начала и два действия (энергии) , то и происшедшее от них явится составным. Поэтому достойно удивления, что они единое личное действие (энергию) приписывают двум Лицам и утверждают, что два Лица являются единым Началом.

47. И самый ум (νους) в нас, имею в виду — человеческий, рождает из себя слово и изводит дух; одного — как бы вестника своих движений и мыслей, другого же — как живителя и двигателя тела и соявителя и возвестителя слова. Итак, слово и дух одновременно в отношении друг друга исходят из ума, и первое — возвещает внешним то, что относится к родителю, а второй — живить и движет тело так, как это пожелал бы изводитель. Но никто из здраво мыслящих не сказал бы, что дух происходил от слова и оно было виновником его; ибо как бы это могло быть, когда и сам он содействует слову в явлении его и сам, в свою очередь, через него является? Таким же образом и Вечное Слово имеет Духа происходящим вместе с Ним от Первого Ума и Отца, и не является для Него (Духа) Виновником бытия, как и Сам не от Него приемлет Начало. Так богословствует с нами и прежде нас божественный Максим, что образ (т. е. ум, слово и дух) чудесным образом соответствует Первообразу. Ибо как у нас слово является возвестителем движений ума, таким же образом и Божественное Слово именуется Возвестителем (Ангелом) великой воли Отца; и как у нас дух является живительным и двигательным началом тела, таким же образом и Божественный Дух, являясь животворящим и двигательным и сохраняющим и освящающим Началом для твари, именуется Жизнью. Итак, помянутый божественный муж в 3-й главе Сотницы "Созерцательных Глав" говорит следующее: "И не было, и не есть, и не будет слово старше по времени Слова: Слово же — не без разума и не безжизненное, но — обладающее разумом и живое, как имеющее Рождающий Его по естеству существующий Ум — Отца, и существующую Жизнь, по естеству сосуществующую с Ним — Духа Святого" I24) . Заметь, что "Рождающим Умом" он называет Бога Отца; "Словом" же рожденным от Него — Бога Сына; Жизнью же — Духа Святого, вместе с Сыном имеющего бытие, но не от Него принимающего бытие. И это-то то самое, что и иной богослов говорит: "Дух от Отца исходит и в Сыне пребывает" 125) .

48. Если происхождения Божественных Лиц, согласно латинянам, разнствуют между собой только понятием посредственности и непосредственности происхождения: тем, что Сын имеет бытие только от Отца, Дух же Святый — от Отца через Сына, — то, значит, исхождение явится тем же, что и рождение, и рождение, в свою очередь, тем же, что и исхождение. Значит, в Троице будут два Сына: Один — рожденный только от Отца; другой же — рожденный от Отца через Сына; и Один будет ближайшим к Отцу; другой же — ближайшим к Сыну, а в отношении Отца — внуком. Но такого рода богословствования, лучше же сказать — бессмыслицы, мы до сих пор еще не слыхали.

49. Начало Сына и Святого Духа или одно и то же, или эти Начала — различны: для Одного — одно, для Другого — другое. Если одно и то же — то как Сына — только Отец является Началом, так, следовательно, и Духа — только Отец (является Началом) . Если же для Одного — одно Начало, для Другого — другое, то как не быть двум Началам?

50. Ипостась Отца является Началом Святого Духа; но и другая Ипостась — Ипостась Сына, согласно латинянам, является Началом Святого Духа. Значит, и та и другая Ипостась, то есть две Ипостаси являются, согласно латинянам, Началами Духа. Следовательно, согласно им, на лицо — два Начала Духа.

51. Отец и Сын таким образом явятся Виновниками Святого Духа: либо — таким образом как Каждый из Них в отдельности (является Виновником Св. Духа) , либо — иным образом. Если Оба Они (являются Виновниками Святого Духа) таким образом, как Каждый из них в отдельности, а равно Каждый из, Них таким же образом является одним Виновником, как и Одно Лицо, — то, следовательно, Оба являются таким же образом Одним Виновником, как Одно Лицо; и таким образом, Савеллий снова будет жить. Если же Оба суть — Один Виновник иначе, иначе же Каждый из Них в отдельности, — то как не быть двум Виновникам? Ибо "иначе" и "иначе", вне всякого сомнения, вводить и различие и число.

52. В Божественных Лицах — или один Виновник или же не — один. Если Одно Лицо — Виновник, то мы имеем искомое: ибо Отец, вне всякого сомнения, будет единым (Виновником) . Если же в Божественных Лицах не — один Виновник, то, конечно, будут два Виновника, как и два Происходящих от Виновников. Α это само по себе — абсурд!

53. Если непосредственный Виновник является большим и более близким, чем — посредственный, то почему, в то время как часто говорится, что Дух исходит от Отца, редко прибавляется "через Сына"? Почему ο большем и более близком Виновнике умалчивается, а меньший и более далекий всегда приводится? Как же не быть и двум Виновникам при наличии большого и меньшего и более близкого и более дальнего (Виновников) ?

54. Сын является Виновником Святого Духа или понятием существа или же понятием Ипостаси. Если понятием существа, а существо — тождественно у Трех (Лиц) , то, следовательно, быть Виновником будет общим свойством для Трех, и тогда Дух будет изводить Самого Себя или иное Лицо. Если же Сын — Виновник (Духа) понятием Ипостаси, то поскольку Его Ипостась иная от Ипостаси Отца, иным, в сравнении с Отцем, будет и Виновник и иное Начало. Итак, две Ипостаси будут Виновниками, а этим и два Начала будут на лицо.

55. Изводительная сила в Отце и Сыне, согласно латинянам, являющаяся тождественной в Них, конечно, является принадлежащей существу и естеству; между тем, ее не достает Духу Святому, ибо Он не изводит никакое иное Лицо. Но так как обладающие той же силой необходимо являются имеющими и то же существо, согласно богословам Отцам, то и, напротив, не обладающие той же, принадлежащей естеству, силой, — необходимо вытекает, что и не то же имеют естество; и, таким образом, Дух Святый, будучи чужд общей принадлежащей естеству силы, чужд — и общего естества, которое имеют Отец и Сын. Но мы знаем, что Святая Троица, как — единосущна, так и — единосильна, и как единую силу (Трех) Лиц мы возвещаем, так — и единое существо; и сказав много, мы прощаемся с этими новыми духоборами.

56. Личными свойствами Отца, согласно богословам Отцам, являются: нерожденность, рождение (Сына) и изведение (Св. Духа) . Итак, если одно из этих личных свойств, именно — изведение, является — общим и для Сына, согласно латинянам, Дух Святый не обладает ни одним из этих свойств, то, следовательно, Отец имеет большую общность с Сыном, нежели — с Духом Святым, и по необходимости вытекает, что и большее различие Он имеет с Духом Святым, нежели — с Сыном. И что латиняне поставят в вину македонианам, когда и сами они откровенно являются духоборами?

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100