Католицизм - православный взгляд или католическая церковь как она есть

История римской церкви (1054-1517 гг.)
Евграф Смирнов

Быстрый переход:
ГЛАВА I
ГЛАВА II
  § 17. Борьба пап с государями за преобладание в делах светских
  § 18. Постепенный упадок папского могущества
  § 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах
  § 20. Западное монашество в XI-XV веках
ГЛАВА III
  § 22. Состояние нравственно-религиозной жизни в римской церкви
ГЛАВА IV
  § 24. Новые догматы в римской церкви
  § 25. Секты в римской церкви в XI-XV
ГЛАВА V
  § 27. Виклеф, Гусс и Саванаролла
Содержание

§ 24. Новые догматы в римской церкви

Версия для печати

В римской церкви, во время господства схоластики и при ее содействии, как эамечено было выше, появились новые догматы. Из них более выдающимися представляются: учение о сверхдолжных заслугах святых, об индульгенциях и чистилище. Все эти учения были следствием искажения схоластическими богословами-систематиками идеи искупления.

Учение о сверхдолжных заслугах святых вышло из пелагианского взгляда схоластических богословов на состояние человека до и после грехопадения и из таких же взглядов на оправдание и спасение его. По представлению их, первобытная правда (justitia originalis) состояла исключительно в чрезвычайных дарах благодати (dona supernaturalia). Грехопадение повело за собою только отнятие этих даров; нравственные же силы человека остались теми же, какими были и до грехопадения, с теми же совершенствами и недостатками, какие изначала сообщены были его природе Творцом. Только, до падения недостатки человеческой природы, под воздействием благодатных даров, не обнаруживались; с отнятием же последних они стали, напротив, обнаруживаться. Отсюда искупление, по воззрению схоластических богословов, должно было состоять и состояло только в возвращении человеку первобытной правды, т.е. сверх-естественных даров благодати. Благодать, в силу заслуг Господа Иисуса Христа, и возвращается человеку. О возстановлении же нравственных сил человека в искуплении у схоластических богословов нет речи, так как они не подвергались порче. У них и грехопадение, и искупление представляется каким то юридическим актом. Согрешил человек, - у него отнята благодать; искуплен он И.Христом, - благодать ему возвращается. И в том, и другом случае благодать придается ему внешним образом. Но И. Христос, продолжают латинские богословы, искупил людей только от первородного греха и от последствий его - вечных мучений. За грехи же, совершенные после искупления, человек должен сам приносить удовлетворение (satisfactio) своими подвигами, - и это для него возможно, так как он, вследствие неиспорченности его нравственных сил, может делать сам лично много добрых дел. Есть люди, каковы святые, которые делают столько добрых дел, что не только покрывают ими свои собственные грехи, но еще имеют в них избыток. Этот избыток в добрых делах и есть их сверхдолжная заслуга. В доказательство своего учения о сверхдолжных заслугах святых схоластические богословы неправильно приводили заповеди Спасителя о жизни нравственно-совершеннейшей, напр., удалении от брака, произвольной нищете и проч. Нашедши у святых сверх-должные дела, схоластические богословы назвали их сокровищницею сделанного сверхдолжного святыми (thesaurus supererogatinis perfectorum).

Эта сокровищница сделалась основою для индульгенций. Индульгенция есть не больше, как следствие злоупотребления покаянною дисциплиною. В древней Вселенской церкви было в обычае на кающихся налагать епитимии. В римской церкви, при всеобщей распущенности нравов в средние века, епитимии, налагаемые на кяющихся, напр., посты, казались трудными для выполнения. Услужливая иерархия стала делать послабления; она заменяла епитимии другими действиями, более легкими и удобными; назначала, напр., кающемуся посещать ту или другую церковь и т. п., и за это прощала грехи. Этого мало, - сообразно с внешним юридическим строем западно-церковной жизни, представилось возможным заменить епитимии взносами денег на доброе дело, напр., на церковь, или на бедных. Денежные епитимии были в обычае в X веке. Таким образом, за деньги давалось увольнение от епитимии, делалось снисхождение, т.е. индульгенция. Другими словами - за деньги можно было получить прощение грехов. В конце XI в. начались крестовые походы. Крестоносцы предпринимали такие подвиги, которые, по взгляду латинян, равнялись выполнению всякого рода епитимий. Папы, бывшие главными заправителями крестовых походов, в видах привлечения большого числа людей к участью в них, за подвиги крестоносцев стали давать им буллы, в которых прописывались индульгенции, т.е. отпущение грехов, и не только сделанных, но даже и тех, которые будут сделаны. А так как в крестовых походах можно было участвовать не личными только подвигами, но и денежными пожертвованиями на крестоносные ополчения, то папы находили законным давать индульгенции и за денежные пожертвования. Вскоре папы поняли, что отпущение грехов составляет хороший источник доходов; по-этому они стали раздавать индульгенции и помимо крестовых походов. Словом, индульгенции обратились в коммерческую операцию. В XIV и XV веках торговля индульгенциями приняла характер скандалезный. Ею возмущалось всякое истинное религиозное чувство. Схоластические богословы, когда индульгенции стали входить в большое употребление, приняли на себя заботу дать этому злоупотреблению догматическую основу. Выходя из того взгляда, что Иисус Христос принес удовлетворение Божественному правосудию только за первородный грех и спас людей только от вечных мучений и что за грехи, со-вершенные после искупления, человек должен приносить удовлетворение сам лично своими подвигами и тем избавлять себя от временных наказаний, следующих за каждым грехом, - они утверждали, что епитимии и есть те подвиги, которые удовлетворяют Божественное правосудие за грехи1. Епитимии у схоластических богословов, таким образом, ставятся наравне со всякого рода подвигами и добрыми делами. Но не всякий человек имеет столько подвигов и добрых дел, чтобы он мог принести ими удовлетворение за свои грехи и освободить себя от временных наказаний. В этом случае ему на помощь приходит Церковь. В распоряжении ее, или, лучше папы, находится сокровищница сверхдолжных заслуг святых. Папа берет из этой сокровищницы столько добрых дел, сколько нужно для удовлетворения за грехи известного лица, и переносить их на это лицо. На основании такого вменения добрых дел одного лица другому и производится отпущение грехов с выдачею индульгенций. В тесной связи с индульгенциями и с учением о сверх-должных заслугах святых стоит учение о чистилище (purgatorium). Учение о чистилище есть искажение православного учения о нерешительном состоянии душ по смерти и молитве за них. Находя, что за грехи, совершенные после искупления, человек должен нести временные наказания, схоластические богословы принимали, что эти наказания постигают человека в этой земной жизни, и если он не освободил себя от них подвигами, то следуют за ним в жизнь загробную. В загробной жизни, говорят они, есть такое особое место, куда поступают души по смерти и где терпят наказание, очищаются от грехов, не оплаченных в жизни. Это место и есть чистилище. Схоластические богословы допускали даже, вместе с народными фантастическими представлениями об этом предмете, существование в чистилищи вещественного огня. Чтобы освободить души из чистилищного огня, для этого нужно опять обратиться к сокровищнице сверхдолжных заслуг святых и получить индульгенцию на имя освобождаемой души. Папа Сикст IV в 1477 г. окончательно установил этот догмат, что души умерших освобождаются от чистилища при посредстве индульгенций; при этом он замечал, впрочем, о полновесности своих молитв за грешников.


  1. По православному учению епитимии суть духовно-врачебные средства, способствующие возвышению нравственных сил человека, а никак не подвиги, избавляющие от грехов.

Православное христианство.ru Коллекция.ру Рейтинг Rambler's Top100