Деяния Совещания ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ |
Н. Селищев |
Утреннее заседание 14 июля 1948 г. Председатель Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий: Вчера мы постановили просить из бранную нами комиссию составить проект Декларации ко всем христианам мира. Комиссия подготовила проект Декларации. Позвольте мне предварительно сказать следующее: мне стало известно, что наши Патриархи решили сами составлять эту Декларацию — Обращение ко всем христианам мира, поэтому мне представляется, что выработанный нами проект Декларации может явиться только как мнение нашей Экуменической комиссии по этому вопросу, мнение, которое мы представляем нашим Патриархам для включения наших основных пунктов в будущую Декларацию. Таким образом то, что мы сейчас выслушаем, и если мы это примем, мы представим, как выработанное нами мнение, а тогда уже Патриархи, принимая во внимание наше мнение, выработают свой проект Декларации, который представят на общее пленарное заседание. Прошу огласить выработанный комиссией проект Декларации ко всем христианам мира. Протоиерей Григорий Разумовский: У нас выработаны два варианта Декларации, участвовало в ее составлении двое; нельзя было соединить оба варианта. Я прочту оба варианта. Первый вариант: «Декларация от имени Православных Автокефальных Церквей, участвовавших на Совещании в Москве с 8 по 17 июля 1948 г., ко всем христианам мира». Читает первый вариант проекта Декларации1 Печальный факт разделения христианского мира всегда побуждал пастырей стада Христова принимать меры к восстановлению единства церковного... В последние десятилетия... стремление к объединению христианского мира охватило мир протестантский, выразившись в возникновении, так называемого экуменического движения... ...совершенно особого рода есть единство той единственной небесно-земной организации, которая именуется Церковью... Стремясь к единству церковному, нужно всегда помнить об особом, исключительном, неповторяемом характере этого единства и не применять к нему мерок, свойственных другим организациям... Символ веры,... излагая учение о Церкви, на первое место ставит ее единство: «Верую... во един у», но тут же указывает... каково должно быть это единство. «Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»... ...Церковь является Святою потому, что она освящается Господом,... приобщается божественной жизни... имеет единый источник своей святости и свята всюду... Церковь есть Соборная, Кафолическая..., объемлющая верующих во все времена и во всем мире... Церковь есть... Церковь Апостольская... Дарованные Апостолам Основателем Церкви благодатные дары путем Апостольского преемства непрерывно переходят к их преемникам... Экуменическое движение... чуждо пониманию истинного церковного единства... Задачу внутреннего органического объединения на догматической основе оно заменило внешним механическим объединением... Пойти навстречу экуменическому движению это бы значило отказаться от истинного единства церковного... в пространстве и во времени... порвать непрерывную цель благодати, связывающую Православную Церковь с Апостолами путем Апостольского преемства... продать хранимое нами сокровище веры за чечевичную похлебку мнимых земных выгод и принять участие в уловлении душ человеческих этими выгодами... Правильный путь к восстановлению истинного единства церковного,... путь возвращения к учению древней нераздельной Церкви и чем дальше и успешнее пойдут по этому пути западные исповедания, тем ближе будут они к Церкви Православной и тем легче восстановят они истинное единство с ней, ибо Православная Церковь... своим первым священным долгом считает верное хранение учения древней и нераздельной Христовой Церкви... Перейду ко второму варианту Декларации. Мы получили проект резолюции от Румынской Церкви. Этот проект резолюции особенно декларативен; хотелось, чтобы он именно вошел в Декларацию: она не была бы тогда сухой, обыкновенной. Этот проект резолюции вдохновил нас на второй вариант Декларации. Весь этот проект резолюции мы включили во второй вариант Декларации. Председатель: Ознакомьте нас со вторым вариантом. Протоиерей Григорий Разумовский: Второй вариант Декларации начинается так же. Читает второй вариант Декларации2 Днесь благодать Святаго Духа собрала нас, чтобы сказать сердцам вашим слово от единой древней Апостольской Церкви Христовой. Сердцем своим познайте всю истинность наших братских слов... Другого пути к познанию тайн Божиих нет... Возможно ли восстановление всего христианского человечества в единую семью, где все члены семьи чувствуют над собой авторитет Господа Иисуса .Христа?.. — Да! — отвечаем мы, возможно... при благодатном христианском смирении перед Богом... Причиной разделения Церквей была гордость, только смирением оно может кончиться... Мы, православные, не можем оказать доверие экуменическому движению, в современной его стадии развития, ибо желанное для всех христиан осуществление идеи благодатного воссоединения церквей совершенно неправильно поставлено в зависимость от международной мирской дружбы народов, от личных усилий человека, готового на все, кроме отказа от гибельного порока — дымного надмения власти. Мы полагаем, что экуменическое движение есть новая попытка построения Вавилонской башни, как признак очередного заблуждения человечества... Мы вправе считать экуменизм соблазнительным заблуждением, основанным на пороке гордости. Его принцип: соединяйтесь, соединяйтесь, во что бы то ни стало, на любом обосновании, но соединяйтесь... Этот принцип есть принцип принудительного унионализма, за которым неминуемо может последовать лишь церковнический тоталитаризм... ...Не знаем мы судеб Божиих, но может быть и не случайно то явление, что развитие экуменического движения в его современном направлении совпало по времени с фактом ведения наиболее цивилизованной частью человечества уже двух мировых войн. Воевали христиане!.. Братья христиане всего мира! Хотите ли вы войны и напрасного братоубийства? Не в руках ли Божиих власть излить фиалы ярости на человечество за его гордость и противление или дать бездну благодати братского единодушия и единения в любви? Обратитесь с покаянием и мольбой к Господу нашему Иисусу Христу и просите Его помощи — да даст Он всем нам силу смирения и кротости и да укрепит всех нас в священной ненависти к нечистому желанию господствовать друг над другом, народ над народом, класс над классом, вера над верой... Братья" христиане, пасомые Римско-католической Церковью! Да будет мир Господень с вами... Молитесь, да прозреет отец ваш от слепоты, дабы творить волю Отца Небесного, а не похищать по своей воле у Господа то, в чем было отказано Христом сынам Заведеевым!.. Братья христиане Англиканской Церкви!.. Мы не вместе с вами, лишь из-за пренебрежения вашего к Преданию древних отцов. Мы молимся и надеемся, что скоро наступит момент для утверждения вас в единомыслии с нами. Братья христиане древних Апостольских Церквей — Армяно-Григорианской, Сиро-Халдейской, Сиро-Яковитской, Коптской, Абиссинской, а также и старо-католической Христовой Церкви!.. Мы знаем о вашей искренней и неизменной любви ко всему человечеству, которая подвигает вас на сеяние мира между народами!.. Братья христиане всех прочих исповеданий,... вернитесь к Апостольской Церкви Христовой, как в отеческий дом! Широкие экуменические пути ведут к погибели. Только тесные врата подчинения духовным родителям открывают вход в Царство Божие,... Все братья христиане, хранящие в сердце своем искреннее и кроткое желание всеобщего братского единения во Христе Иисусе Господе нашем!... Внемлите нам со всем целомудрием сердца вашего и познайте всю искренность нашего призыва. Возьмите на себя старание познакомиться с чистотой учения Православия. ...Посмотрите и вдумайтесь в наше православное богослужение... Познайте, наконец, опытно всю силу искренней кроткой молитвы к Пречистой Матери Божией, Деве Марии. Тогда вы поймете Православие, испытаете надежную защиту Церкви против зла, познаете кроткую силу святости... Взываем мы и к вам, вожди экуменического единения — снимите мирскую слепоту с духовных очей ваших и вернитесь на путь стремления к Царству Божию чрез благодатное внутреннее кроткое совершение воссоединения со спасительной православной Апостольской Церковью Христовой. Аминь. Председатель: Таким образом, мы ознакомились с текстами обоих вариантов для Декларации. Кому угодно будет высказаться по поводу этих двух текстов? Игумен Дионисий: Первый текст очень хороший; он обстоятельно развивает учение о Церкви. Но второй текст, по моему мнению, гораздо лучше, потому что он обращается ко всем Церквам и к каждой из них в отдельности. И этот способ взывать к этим Церквам очень замечательный, очень искренний и очень правильный. Это не сможет не дойти до сердец всех искренних христиан, которые смогут ознакомиться с этим текстом. Это очень замечательный документ, который был написан по внушению Святого Духа. Председатель: Кому еще желательно высказаться? Архиепископ Фирмилиан: Второй проект Декларации, мне кажется, носит полемический характер. Поэтому хорошо было бы соединить оба проекта Деклараций, потому что в том и другом есть очень ценные вещи. Желание Румынской делегации — внести мнение Румынской Церкви о том, что экуменическое движение отошло от первоначальных целей объединения Церквей. Председатель: Поясните, что эта мысль как раз заимствована из резолюции Румынской Церкви. Протоиерей Григорий Разумовский: Я прочитал ту часть как раз из резолюции Румынской Церкви, но она еще не переведена у нас на французский язык. Это будет переведено и вставлено туда. Председатель: Кому еще угодно высказаться по поводу этой Декларации? Епископ Нестор: Будет ли это технически возможно за сегодня сделать то, что просят, т. е. сочетать эти оба текста, раз Вы говорите, что вчера не смогли это сделать? Председатель: Дело в том, что Патриархи знают, что здесь у нас работа в этом направлении происходит. Оба наши варианта Декларации будут представлены Патриархам для объединения и выработки одного общего текста Декларации. Значит, они это объединение сделают. Мы представим наши оба текста Декларации их вниманию с пожеланием, чтобы тот и другой тексты были бы приняты во внимание при выработке одного общего текста Декларации. И я очень просил бы, по возможности, не замедлить с этим делом и поскорее представить эти тексты Патриархам. Кто желает слова? Архиепископ Сергий: В первой Декларации, где говорится о понимании единства Церкви Православной, указано также на понимание Церкви экуменистами. Получается впечатление, что это поставлено в один ряд. Возникает мысль о подмене православного учения о Церкви. Нужно разъяснить эту подмену. Игумен Дионисий: По моему мнению, сравнение с Вавилонской башней поясняет как раз это. Председатель: Прочтите точно текст в этом месте. Протоиерей Григорий Разумовский: «.. и еще более уклоняется от понятия единства церковного так называемое экуменическое движение»... Архиепископ Сергий: Как видите, получается подмена. Надо внести ясность, нужно указать на подмену, что это единство — подмена механическая. Протоиерей Григорий Разумовский: Благословите здесь изменить фразу? Председатель: Нужно оттенить мысль, как предлагает Высокопреосвященный Сергий. Протоиерей Григорий Разумовский: Да, ставить в один ряд православное учение и понимание экуменизма о Церкви нельзя. Архиепископ Сергий: Во втором тексте сразу начинается с полемики. Ничего в начале положительного не указывается. Получается тон слишком полемический. Термин империализм нецерковный, непонятный, в данном случае народу. Епископ Нестор: Там в смысле слога много шероховатостей. Надо исправить. Игумен Дионисий: Я тоже согласен, что слишком много полемического во втором проекте Декларации, в частности в том, что относится к Римско-католической Церкви, например, сравнение папы с Иудой Искариотом; этого не следует делать. С места: Там есть такое выражение «арсенал благодати». Игумен Дионисий: Это очень сильно, но очень вразумительно «арсенал благодати»; поэтому это выражение надо оставить. Епископ Нестор: Может быть, в первой Декларации, где говорится о понятии соборности, оттенить этот момент соборности, в смысле собирательности, а также в смысле выполнения правил Соборов. Там не подчеркнута роль Соборов Вселенских. Председатель: Надо объединить эти Декларации и затем представить Патриархам. Материал представим, как наше пожелание. Какие еще замечания? Игумен Дионисий: Надо эти две Декларации соединить. Архиепископ Сергий: Так как это касается экуменического движения, то там много исповеданий; ко всем ли относится настоящая Декларация? Протоиерей Григорий Разумовский: Здесь говорится относительно вражды, что необходимо забыть эту старую вражду. Игумен Дионисий: Следует отметить, что не все исповедания принадлежат к экуменическому движению, поэтому в обращении отметить тех, которые причастны к этому движению. Архиепископ Сергий: Обращение к отдельным исповеданиям какой имеет смысл? Протоиерей Григорий Разумовский: Мы живем рядом со многими неправославными и не знаем их особенностей. Присмотримся друг к другу, подумаем друг о друге, может быть, тогда увидят Православие, увидят на практике чудесные дела. Архиепископ Сергий: А в отношении Восточных Церквей? Протоиерей Григорий Разумовский: Здесь мы подходим к тому, чтобы совершенно спокойно и без критики друг друга обсудить наши разногласия, на случай соединения. Такие вероисповедания, как Армяно-Григорианское и Сиро-Халдейское — древние, и вдруг мы с ними не в единении. Председатель: Мне представляется, что мы, пользуясь экуменическим движением и призывом не участвовать в нем, хотим сказать, что мы отказываемся от участия в этом движении; вместе с тем хотим, чтобы и все остальные, которые стремятся к участию в этом движении, и те, которые не стремятся, сказали сейчас о том единстве, которое исповедует Православная Церковь. Игумен Дионисий: Второй проект очень выразительный в этом отношении. Председатель: Пожелания, высказанные сейчас, мы передадим в Комиссию, чтобы сгладить резкости, убавить силу полемического тона, чтобы Декларация была более приемлемой, более миролюбивой и любвеобильной, призывной. Игумен Дионисий: Принимает ли участие в Комиссии представитель от Константинопольского Патриарха? Председатель: В Комиссии не принимает, а будет ли принимать участие по выработке Декларации, не знаю. Архимандрит Пантелеймон: Можно ли дать намек в Декларации, что имеется тенденция воссоединения не на основе экуменизма, а на основе Апостольской Церкви. Протоиерей Григорий Разумовский: Ввиду того, что мы не успели перевести проект резолюции на французский язык, я предложил бы сделать небольшой перерыв, чтобы отец Павел мог перевести резолюцию на французский язык. Председатель: Сделаем перерыв, потом приступим к обсуждению проекта резолюции. Заседание закрывается. Через полчаса заседание возобновляется. Председатель: Продолжим нашу работу. У Вас проект резолюции готов? Протоиерей Григорий Разумовский: Да, готов. Председатель: Тогда благоволите доложить. Протоиерей Григорий Разумовский (читает проект резолюции по экуменическому вопросу) Игумен Павел (читает французский перевод проекта резолюции) Предложенный текст резолюции подвергся обсуждению, в ходе которого была уточнена терминология, исправлены отдельные выражения и внесены добавления. В окончательном, исправленном виде она оглашается председателем. (Текст резолюции по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь» в окончательно отредактированном виде и принятый на заключительном Пленарном заседании см. на стр. 434—436). Председатель (после оглашения резолюции): Позвольте работу нашей Комиссии считать законченной и поблагодарить за участие в работе. |