Брестская уния 1596 года

Николай ГАЙДУК

Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)


1

Когда великий Константин принял от Христа царство, и вера христианская стала с тех пор все больше расти и распространяться повсюду, и превратилось Римское царство из ветхого Рима в Константинов град, тогда последовали семь святых Вселенских Соборов. На этих семи соборах был и папа великого старого Рима, либо сам в этом чине приходивший, либо присылавший епископов своих. И имели святые Церкви между собой единство и общение - одно и то же проповедовали, одно и то же мыслили. А затем заняли старый Рим немцы и завладели землей той. И вскоре старые мужи правоверные, которые хранили закон Христов и святых апостолов и святых отцов и держались его, скончались. После же их смерти молодые, нестойкие поддались прелести немецкой и впали в различные многочисленные заблуждения, запрещенные и осужденные Божественным законом. И из-за этих заблуждений явно в иудейство впали, и когда вопреки многочисленным увещеваниям и советам других Церквей не захотели оставить творимое ими зло, то отвержены были от нас. Евангелие же их, как доброе и поклоняемое, почитается в великой Церкви, но почитается для обличения и к стыду их, ибо не живут они так, как оно велит.

1. Так как на опресноках служат и вкушают их, что по-иудейски. Христос ведь не указал этого, но указал совершать Таинство святое не на опресноках, а на хлебе настоящем и кислом (отступление к иудаизму, в котором также используется пресный хлеб - Ред.).

2. Так как бреют бороды свои бритвой, что отступлением является от закона Моисеева и евангельского.

3. Так как на святой Литургии, во время причащения, один из служащих, вкусив опресноки, целует остальных. Но этого Христос не завещал, не говорил: „Прими и ешь, и целуй остальных", но сказал: „Примите и ядите".

4. Так как на святой службе не совершают ни Великого, ни Малого Входа, а службу совершают не в алтаре, а во всей церкви, три, и четыре, и пять раз в день, а гррбы их - в алтарях.

5. Так как в святом Правиле, говоря: „Верую в единого Бога", к этому злое прибавление делают, зло и неразумно мысля. Ибо святые отцы написали так: „И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго"; а эти особо прибавили: „иже от Отца и от Сына", что есть зловерие великое и приводит к иудейству и к савелианской ереси. (Суть савелианства в слиянии двух божественных ипостасей, Бога-Отца и Бога-Сына, в одну; иудаизм же вовсе не признает троичность Бога. - Ред.). Ибо так прибавляя, отступают они от веры святых отцев первого и второго Соборов и от того слова Христова, которое он сказал ученикам о приходе Святого Духа. Как евангелист Иоанн пишет, так сказал: „Когда же придет Утешитель, Дух истины, который от Отца исходит, то научит вас всякой правде". Не сказал ведь Христос: „который и от Сына" - это они прибавили. Зловерие это и ересь великая.

6. Так как в святой Литургии говорят: „Един свят, един Господь со святым Духом". Этого они ни от святых отцов, ни от святых апостолов не восприняли. Мы же так говорим: „Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь". Те же новое добавили: „со святым Духом", но этого святые отцы не говорили.

7. Так как изменили слова святого апостола Павла, говорившего следующее: „малая закваска все тесто квасит". А те так говорят: „малая закваска все тесто тлит". Да знайте, латиняне, что лжете в этом: ведь закваска, вложенная в тесто, то есть в муку, еще больше его увеличивает и заквашивает, и великое делает, а не растапливает, не тлит (что означает: губит, убивает). Стыдятся они того, что причащаются и служат на опресноках, и поэтому переменили слово апостольское и вместо „квасит" написали „тлит".

8. Так как запрещают жениться диаконам, которые хотят стать попами, а женатых попов не хотят ни ставить, ни причащаться от них. Но то первый святой Собор велел: ставить иподиаконов, и диаконов, и священников, которые первым законным браком женились, и на девицах, а не на вдовах или разведенных. Ведь и апостол Павел провозгласил это: „честен брак и ложе непорочно". Христос ведь благословил брак, и апостолы также его почтили, и святые отцы приняли его, и те, кто его не принимают, противятся правой вере.

9. Так как двух сестер мужья в жены берут: женятся на первой, а после ее смерти сестру ее берут.

10. Так как епископы носят перстень на руке, как будто Церковь в жены взяв. Этого не велели ни Христос, ни святые апостолы, любящие простое смирение во всем.

11. Так как на войну ходят епископы и попы, и руки свои кровью оскверняют, чего Христос не повелел.

12. Так как епископы их женятся, а попы их наложниц держат, живя с ними, и если куда идут, то там и женятся, и детей заводят и служат беспрепятственно.

13. Так как хранят субботу и постятся в этот день. А это по-иудейски, ибо Христос это как зло уничтожил, и святые апостолы, и святые отцы также не разрешили, написав, что „если какойнибудь христианин постится в субботу, кроме Великой Субботы, да будет он проклят".

14. Так как в первое воскресенье Святого Поста совершают и мясопуст и маслопуст вместе, а потом опять, попостившись в субботу, и в воскресенье едят яйца, и сыр, и молоко.

15. Так как едят удавленину и мертвечину, чего даже иудеи не делают. Это запрещено и Моисеевым законом и евангельским, и у святых апостолов, в правилах их, явно возбраняется.

16. Так как нечисто есть запрещенных животных, [а они] ведь едят и черепаху нечистую, называя ее курицей.

17. Так как нечисто для чернецов их есть сало свиное, которое с кожей. Ведь епископы их повелевают и другое мясо чернецам есть, если повелят, - а это запрещено.

18. [опущено за резкостью высказывания - Ред.] 19. Так как едят с псами в одном сосуде - сами едят, а остатки отдают псам - пусть полижут. А потом сами едят, если хотят.

20. Так как не считают святыми святых и великих отцов наших и учителей, архиереев; говорю о Василии Великом, и Григории Богослове, и Златоусте. И учения их не принимают из-за высоты их и из-за жестокотрудного и добродетельного жития их.

21. Так как при святом крещении крестятся в одно погружение, говоря: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа", что неверно - как иудейское крещение или даже арианское. Не крестятся они в три погружения, три имени называя; не почитают единочтимо, единое л авнр и единосущно Отца и Сына и Святого Духа. Не триипостасное Божество исповедают, а, как еретик Савелий, единоипостасное, но триименное - он ведь говорил: „Один Отец есть, называется Отец и Сын и Святой Дух". Православная же вера три ипостаси исповедует и проповедует совершенную, и присносущную, единославную, сопрестольную [Троицу] в едином Божестве нераздельно почитаемую.

22. Так как крещаемому ими сыплют соль в рот (суеверие, народное средство против чародейства, встречается в обрядах многих народов Европы. - Ред.), и не называют епископы и попы при крещении именем святого или святой, но как мать назовет, таким именем и крестят, а не так как святые отцы установили.

23. Так как не хотят мощам святым поклоняться, а некоторые из них и иконам святым, что есть ересь Гноеименитого (византийский император Константин V Копроним (745-775) - ярый иконоборец. - Ред.) и тех проклятых, которые иконы пожгли.

24. Так как изображения святых икон пишут на мраморе и на полу церковном, и не почитают их, а попирают ногами, и не только миряне, но и попы, и монахи их.

25. Так как не отделяют святого от скверного, не почитают особо алтаря святого, что восприняли мы и чему научились от святых. Мы притвор и паперть иным образом используем, и в них и простой чади, и женщинам стоять велим, во внутренней же церкви уже некоторых из книжников ставим, а в верхней части - лучших из книжников. В святом же алтаре во время святой Литургии - только архиереи, и священники, и диаконы, и иподиаконы. А те святой алтарь так же используют, как и притвор.

26. Об этой древней, божественной и святой службе [Литургии] богоотец Давид, Духом Святым прозрев, сказал: „Ты священник во век по чину Мелхиседекову". Когда великий праотец Авраам, Бога познавший, освободил Лота, племянника своего, от Ходоллгомора царя и царей, бывших с ним, и возвращался он с битвы в долину Савину (а это была долина царей), то Мелхиседек, царь Салимский, бывший священником Бога Всевышнего, вынес хлеб и вино, и благословил Авраама, и сказал: „Благословен Авраам от Бога Всевышнего, который создал небо и землю, и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои". И подал тогда хлеб и вино ему и бывшим с ним домочадцам, всем тремстам восемнадцати, предвосхищая эту святую и благодатную службу Господа нашего Иисуса Христа. Слышите ли, латиняне, что не опресноки с вином растворенным вынес Мелхиседек, святой первый священник Бога Всевышнего, когда благословил великого Авраама, отцов начальника, но хлеб вынес на закваске замешенный. Поэтому пророк Давид и сказал: „Ты священник во век по чину Мелхиседекову". Богу же нашему слава.


  1. Пребывал на Киевской кафедре в 1062-1073гг. - Прим. ред.