Брестская уния 1596 года

Николай ГАЙДУК

IV. Преследование православных перед брестской унией


Владислав-Ягайло выпустил ряд указов, которые под угрозой физической расправы и лишения всех прав и имущества вынуждали православных переходить в католичество (особенно это касалось литовского, белорусского и украинского дворянства). В 1387г. он основал в Вильне католическую епархию и отдал в ее владение почти половину города и 60 больших деревень. Тем самым король сделал католического епископа самым богатым после князя человеком в Великом Княжестве Литовском. Ягайло построил и богато украсил ряд кафедральных костелов, особенно в тех местах, где вообще не было католиков. Он освободил католическое духовенство, всех подданных-католиков и их владения от обязательств перед светской властью, от всех повинностей. Так были созданы привилегии для католической церкви и ее приверженцев.

Первыми католическими священниками в Великом Княжестве Литовском были исключительно польские князья, привлеченные большими материальными благами и соблазнами папской курии. Вот почему белорусы, украинцы и русские восприняли католичество как польскую веру. Любое сопротивление католицизации приобретало форму освободительной борьбы против польских захватчиков, являлось защитой родной православной веры и свободы Отечества. До сих пор эта проблема не потеряла своей актуальности. Сопротивление католицизации привело к кровавой гражданской войне, продолжавшейся 10 лет, поводом для которой послужило династическое соперничество между Кейстутовичами и Ольгердовичами. В ней приняли активное участие крестоносцы и поляки, что еще больше усугубило враждебность православных по отношению к католичеству. Враждебность эта была глубокой и сильной, поскольку Ягайло и его двоюродный брат Витовт неустанно предпринимали все возможные действия по обращению православных в католичество. Таким действиям сопутствовали все более и более жестокие преследования тех, кто оставался верным исповеданию отцов. Витовт пытался склонить к отходу от православия митрополита Киевского и Всея Руси Григория Цамблака. С этой целью он послал его во главе внушительного кортежа на Собор в Констанце (1418г.), где наряду с другими, поднимался вопрос об объединении Православной и Римско-католической Церквей. Митрополит Григорий был против какой бы то ни было унии или признания власти папы, за что после возвращения был удален Витовтом с митрополичьей кафедры и изгнан из страны.

Папа римский не только побуждал Витовта и Ягайло, но и прямо принуждал их к борьбе с православием, давая подробнейшие рекомендации, как поступать с противящимися. В 1429г. папа Мартин V предлагал сопротивляющихся „еретиков" (т.е. православных) таким способом призвать „к порядку": „Если они упорствуют в своих заблуждения, мы даем тебе свободу и власть от Нашего Апостольского Имени, приходить с оружием в их города, городки, деревни и околицы, брать их в неволю и, согласно каноническим правилам, преследовать еретиков вплоть до их уничтожения..., что не может быть названо преступлением, поскольку делается в защиту католической веры". Трудно, таким образом, дивиться тому, что после смерти Витовта в Великом Княжестве Литовском вновь разгорелся конфликт между католиками и православными. Первых, во главе которых стоял Сигизмунд Кейстутович, поддерживали поляки, а православные под знаменами колеблющегося и недальновидного Свидригайло Ольгердовича должны были надеяться только на собственные силы, поскольку ни гибнущая под ударами турков Византийская империя, ни находящееся под татарами Московское Княжество не были в состоянии прийти им на помощь. Наемники-крестоносцы обычно неохотно выступали против католиков. В результате на побежденных православных обрушилась новая лавина преследований.